Олимпийская деревня Сочи


Екатерина Попова
22 Oct 2013


О чем думают те, кто все равно хочет стать журналистом




Пост ностальгии по Сочи, которого уже не будет. Каким город запомнился в 2006 и 2013 году


Из года в год миллионные потоки людей сливаются в одном месте — это курорты Турции и Египта. Панорамные пейзажи с высокими, достающими до небес пальмами, шикарный сервис отеля со шведским столом и вечно улыбающийся персонал, готовый исполнить твое желание за монеты…


И лишь тысячи уезжают отдыхать на русский юг. Так было не всегда. До тех пор, пока русский турист не узнал «про восточную сказку»? Или дело совсем в другом? Чтобы выяснить это, мы отправляемся в «олимпийскую столицу» Сочи.

 

Часть I. Сочи-2006 год: нашествие «дикарей»

 

Наверное, нет ни одного человека в России, который не слышал об этом причерноморском курорте. Каждый третий, скорее всего, отдыхал здесь или рядом.

 

Напоминает о нем и песня Трофима со словами, которые вертятся в голове: «я готов расцеловать город Сочи…». И в кафе на побережье, где она изо дня в день переигрывается в разных версиях караоке и слушается за заставленными едой столами. А в соленом воздухе витает запах винограда от самодельного вина…

 

В объективе категория 30+: состоятельные граждане, уставшие от мегаполиса и своей работы. Они приехали в город Сочи наслаждаться жизнью. Это либо семейные пары без детей или компания друзей, гуляющая на широкую ногу.

 

На дворе 2006 год, Сочи в самый разгар лета: солнце в зените, теплое море, горы — романтика!

Узкие улочки дополнят картину. Перед нами практически аул, пусть пыльный, но структура необычна. Вокруг ни машин, ни коммуникаций. Что такое Интернет здесь не знают, а звонки в другие города длятся не больше минуты:«Извини, я в Сочи, у меня тут роуминг… Погода? Отличная!»

 

Мысленно мы уже на рынке с богатым товаром. «Дорогой, попробуй мой арбуз, вон какой вкусный, чучхелу возьми, отдам за дешево, почти так!..», а перед глазами у тебя уже стакан с красным вином: «…и его возьми! Зуб даю- не пожалеешь!» Домой идешь с полными сумками по тем же «аулам» с надписью на домах — гигантах:«аренда». Между тем ищешь глазами свой небольшой домик с белым фасадом и виноградными лозьями на заборе, в котором снимаешь комнатку за 200 рублей в сутки.

 

Другая категория — семьи. Отдых исключительно оздоровительный. В 9:00 они уже на берегу моря, а дети, собственно секунду назад находившиеся рядом, успели убежать в воду. И тут украдкой чей-то папаша достает баночку холодного пива и потихоньку попивает ее до тех пор, пока любимая жена наблюдает за купающимися детьми.

 

Ровно в 12:00 раздается клич:«Горячая кукуруза, вкусная горячая кукуруза!» Именно тогда набегает голодная молодеж, так называемая «party people».

 

В Сочи все ходят как будто толпами, ибо на том же местном рынке, осмотревшись увидишь знакомые лица. Кто за одеждой, кто за едой. Круг замыкается. О торгово-развлекательных центрах и речи идти не может. В Сочи 2006 года их просто нет и вплоть до Олимпиады 2014 года не будет.

 

Центр города полон туристами. Экскурсии — это хлеб. Мест для обзора очень много. Это, конечно, не пирамиды и не пустыни, но Дендрарий и парк Ривьера — места весьма интересные.

 

Самой же популярной экскурсией была и остается Красная поляна. Сюда туристов, как медом манят, в прямом смысле. За 500 — 700 рублей в старые добрые времена и медок попробуешь и вино продегустируешь, и горами насладишься. За отдельную плату даже по канатной дороге покатаешься. Ну чем не романтика?

 

Домой уезжаешь всенепременно с большим чемоданом, набитым сувенирами и приятными впечатлениями об отдыхе. И с совершенно пустым кошельком.

 

Всего лишь 2 часа на самолете, и ты дома. Или на поезде несколько суток с «местным радио РЖД» в купе/плацкарте — не столь важно. Мы улетаем, обещаем вернуться!

 

Но с каждым годом возвращается все меньше и меньше. На берегу моря на 10 человек- 5 бабушек.

Зато по ту сторону моря радужно переливается Турция. Русские патриоты предпочитают экзотику. Всё, кроме русского юга:«Мы здесь уже были, знаем. Хочется чего-то нового!» Ждать пришлось недолго…

 

Часть II. Сочи-2013

«Я вот посмотрел: в Сочи-то народу мало. Реально. По сравнению с тем, что я здесь видел год, два, три, четыре назад, туристов мало», — сказал Медведев.

 

1 марта 2010 года стал не просто знаменательным днем для города-курорта Сочи, но и во многом решающим его судьбу. На церемонии закрытия зимних олимпийских игр 2010 президент МОК Жак Рогге передал олимпийский флаг мэру Сочи — Анатолию Пахомову.

 

Бюджет города, естественно, взлетел прямо на глазах, ведь объекты нужно на что-то строить. Да и город теперь позиционировать стал себя, как курорт международный. Судьба подкинула хорошую возможность вернуть былую популярность.

 

Другого пути развития и не видать. Не будь Олимпийских игр, перестал бы существовать город-курорт Сочи, не выдержал бы конкуренции. При альтернативе Россия-Турция-Египет-ОАЭ россиянин со средним достатком не долго думая выбор бы сделал не в пользу своей страны: 1000 и 1 удовольствие или жизнь дикаря? Ответ очевиден.

 

Что же все-таки изменилось с тех пор? А изменилось многое… Прежде всего, палатки с одеждой пополнилась новым товаром: штаны и футболки с надписью Sochi 2014 заняли почетное место. «Олимпийские» ручки, блокноты, вплоть до школьных дневников(с пометкой сделано в Китае).

 

Первое время улыбка не слезала с загорелых лиц торгашей. Вроде и народу в городе прибавилось(прежде всего, потенциальных покупателей). И товарчик хорошо продается. Дальше больше — государственные проверки, и вино стало потихоньку утекать под лавку! Ряды рынков поредели.

 

Появилась проблема с дорогами. Постоянный ремонт: пыль, шум, а главное — пробки, но все во благо любимому городу.

 

Следующими огорчились арендодатели «маленьких домишек» и «больших красивых гигантов». Цены поднять — подняли, но вот новопостроенные отели 5-4-3 звезды жить мешают. Неувязочка вышла и тут. Копируя зарубежные отели, с разом поднятой ценой — не соответствующее обслуживание. «А вот в Турции за те же деньги тебе и завтрак в номер, и лебеди из простыней на кровати…»

 

Месторасположение «домов отдыха» весьма и весьма «экзотично». Некоторые располагаются прямо в центре, у дорог. Бассейн соответственно и вид из окна выходят на дорогу. Прохожие в знойную погоду могут понаблюдать за плескающимися в воде туристами. Про экологию можно вообще не говорить.

Музыка в ресторанах стала тише(феномен не изучен).

 

Далее по наклонной: вечные перебои с электричеством, закрытые экскурсии. На Красную поляну теперь приезжают только охранники олимпийских объектов и строители. Сами экскурсоводы жалобно смотрят на любителей путешествий и отговаривают ехать:«Ну нечего там смотреть!»

 

Прекрасный вид на горы закрыли разноцветные многоэтажки с кричащими вывесками:«квартира в Сочи. Всего 1000000 рублей за м² !» На каждом шагу теперь красуются «Магниты», «Пятерочки» и «Дикси»(хоть чем-то бабушек порадовали). 

 

Инфраструктура «международного курорта» все же в процессе развития. Недавно был открыт торгово — развлекательный комплекс «МореМолл». Реконструируются старые культурные объекты. Улучшены средства связи: предоставлены специальные тарифы в роуминге; в некоторых частях города даже появился wi — fi, что больше не препятствует общению.

 

Но очень удивительна одна вещь. При всех «улучшениях», сделанных в городе для туристов самих их почему-то и не видать, как ни старайся. Воссозданную «русскую Турцию» народ игнорирует, не смотря на Олимпиаду.

 

В Сочи туристы едут только чтобы обозреть олимпийские объекты и только… А отдохнуть можно и в другом месте.

 

Часть III. Немного печальный, но нужный вывод

 

Помнится мне, писали наши классики про загадочную русскую душу, мол, ей не угодишь. Душа-то она, действительно, загадочная. А вот про холодный ум и рассудок забывать не стоит.

 

Русский юг неумолимо теряет былую свою популярность. И исправить это уже невозможно, как не крути. Но карабкаться приходится. Так вышло с Сочи. Развивать стали сразу во всех направлениях. Объектом подражания стали новомодные курорты. 

 

Зачем придумывать велосипед, когда он уже изобретен?! И заштамповали знакомые образы: немножко этого, капельку того. Вот вам и «международный курорт», который любят и знают.

 

…Олимпийской столицей объявили, да вот по звездочкам дотянуло, только на Олимпийскую деревню.

Что будет дальше? Поживем-увидим!

 

Позиция редакции может не совпадать с мнением авторов, которые пишут в блоги на нашем сайте.





Вход в систему