Сказка о потерянном времени, или как юрфак встречал президента


Сергей Хухорев
04 Dec 2013

О чем думают те, кто все равно хочет стать журналистом





Эта публикация относится к разделу блоги Gaude и высказывает личное мнение автора


«Предложение, от которого невозможно отказаться» — цитата из «Крёстного отца» Фрэнсиса Форда Копполы как нельзя лучше передает смысл сообщения, которое я получил накануне визита Владимира Путина на юридический факультет МГУ. «По результатам отбора… вы вошли в число представителей… мероприятие очень ответственное…» — признаюсь, такой реверанс в сторону рядового студента юрфака явился приятной неожиданностью. Ответив согласием на столь лестное приглашение, ваш, в общем, далекий от политики покорный слуга с нетерпением ожидал назначенной встречи с самым влиятельным человеком уходящего года в мире – действительно, отказаться от такого было бы не самым умным решением…


«В наши списки лучше не попадать»


Прибыв в назначенное время в университет и отметив несвойственную для него безлюдность, я сразу же столкнулся с одним из наиболее ярких атрибутов российской власти: свежепостроенный корпус юрфака был буквально окружен черными правительственными «мерседесами» с мигалками. Внушительный автопарк, обилие хмурых мужчин в костюмах вкупе с пасмурной погодой навевали ассоциации с небезызвестным сериалом «Бригада». Всю серьезность происходящего окончательно дал понять сотрудник службы безопасности президента – на вопрос о том, будут ли проверять по спискам, он ответил кратко: «В наши списки лучше не попадать». Убедив охрану в собственной безобидности и отстояв приличную очередь в конференц-зал, я занял место и, как и большинство присутствующих, стал ожидать появления президента.


К слову о присутствовавших – количество знакомых лиц среди них стремилось к нулю. Как выяснилось в дальнейшем, подавляющую часть аудитории составляли студенты и выпускники других юридических вузов, а также активисты незнакомых мне молодежных организаций.


«Такого, как Путин»



Через сорок минут после обозначенного начала мероприятия нервные смешки и гул в зале внезапно сменились бурей оваций — на сцену бодрой трусцой вбежал долгожданный виновник торжества. «Не такой он и низкий!» — делилась впечатлениями с соседкой студентка юридической академии имени О.Е. Кутафина. «Такого, как Путин…» — напевали откуда-то сверху активисты. Президент явно торопился: сходу поздравив всех молодых юристов с профессиональным праздником, а отдельно студентов юрфака МГУ — с новосельем, глава государства передал инициативу в руки аудитории.


Первым взял слово представитель корпуса наблюдателей «За чистые выборы». Он спросил, как президент оценивает современный уровень юридического образования. Путин посетовал на поверхностность подготовки современных юристов, предостерег от излишней ее политизации и посоветовал тем, кто «на лекциях по юриспруденции говорит ерунду», переквалифицироваться в социологов. Последнее замечание было сделано явно не просто так – в зале присутствовали представители юрфака МГУ, которым оно наверняка напомнило о профессоре Томсинове: он в срочном порядке «ушел в творческий отпуск» сразу после того, как записанные на диктофон фрагменты его выступления перед студентами с критикой действующей власти попали на просторы Рунета.


В порядке фарса


Далее в аудитории дирижировали студенты юридической академии: интересовались у главы государства, с кем из великих умов прошлого он желал бы пообщаться (Ломоносов), предлагали ужесточить законодательство в сети Интернет и ввести ответственность за антипатриотические взгляды (в этот момент мне почему-то вспомнилась небезызвестная цитата Довлатова про Сталина и четыре миллиона доносов). Беседа постепенно перерастала в фарс — ответ на вопрос, почему не найдено применение миллионам видеокамер, оставшихся после выборов, Владимир Путин переадресовал задремавшему экс-министру образования Андрею Фурсенко, на что тот моментально предложил использовать эти камеры при проведении ЕГЭ.



Заключительный вопрос встречи задала представительница РАНХиГС. Она спросила, как президент относится к правовому нигилизму, который, по ее мнению, процветает в российской действительности. Путин сказал, что относится к этому плохо и надеется, что присутствующие в зале изменят положение в стране к лучшему. Попрощался с молодыми юристами — и под оглушительные аплодисменты удалился на встречу с ректором Московского университета.


Насущные вопросы?


Визит Владимира Путина на юридический факультет МГУ оставил в моей душе противоречивые чувства.


Увидеть главу государства — персону, мало кого оставляющую равнодушной — безусловно, стоит дорогого. Более того, впечатление после себя президент оставил самое приятное: одна только тактичность, с которой он выслушивал всех вопрошающих, не может не вызывать уважения.


Вот только вопросы, которые были адресованы первому лицу страны… К сожалению, я не смог задать свой вопрос президенту – было слишком много желающих. А спросить действительно было о чем — немотивированные сокращения сотрудников университета, мизерные размеры стипендий, возможность перехода на тестовую форму проведения государственных экзаменов. Редчайшая возможность обратить внимание главы государства на эти и многие другие по-настоящему насущные вопросы российского студенчества, к сожалению, сегодня была утеряна… Зато теперь мы знаем, как президент относится к правовому нигилизму в нашей стране и с кем он мог пообщаться, родившись три века тому назад. 




Вход в систему