Сложности выбора



  

«Если бы я поступала в институт сейчас, то пошла совершенно на другую специальность»- размышляла моя знакомая, пятикурсница Аня. В ответ мои одногруппники согласно кивают головой. И улыбаются. Один уже воображает себя организатором свадеб, другой работником благотворительной организации, третий-востребованным журналистом. А в реальности мы сидим на лекции, с темой ужасно далекой от мечты каждого из нас.

Так почему же так получается?

Я предлагаю каждому из нас вспомнить, как он сделал свой выбор.

Все что я помню из этого мучительного определения своего будущего- ощущение паники и страха что-то не успеть. Надо срочно выбирать ВУЗ, записываться на курсы, заниматься нужными предметами. Впереди маячат экзамены. Какое уж тут самоопределение?

Конечно, всякие бывают в жизни исключения. У меня есть парочка знакомых, которые еще с детства знали кем хотят быть. Но это лишь исключение. Большинству из нас приходится делать столь отважный выбор будущей профессии в 11 классе. Напомню, что это 16 лет.

Когда я спрашиваю своих сверстников о том, почему они выбрали свою специальность или ВУЗ, чаще всего я слышу вот это: «родители посоветовали», «туда было реально поступить», «там есть военная кафедра»(актуально для мальчиков), «туда не надо было сдавать геометрию/физику/английский» (это мой любимый вариант). Ответы «мне это нравится», «я хочу этим заниматься» почти не встречаются.

Вывод напрашивается один: в 16 лет слишком рано принимать такие важные решения. Ну кто, скажите мне, кто в этом возрасте настолько хорошо знает себя, что может сказать чем он хочет заниматься всю свою жизнь?

Когда я об том говорю, со мной, как правило соглашаются. А потом начинаются долгие дискуссии о том, в каком возрасте поступают в ВУЗы в Европе и вообще, хорошо там, где нас нет.

Но если так подумать, то кто мешает нам поступать в институты в 20-25лет?

Ведь после школы никто не обязан сразу получать высшее образование. Можно поработать в разных сферах, походить на курсы и понять, что тебе больше нравится и что у тебя хорошо получается. И только после этого сделать свой осознанный выбор.

Но знаете, у нас этот как-то непринято.

Я думаю, дело тут не только в системе образования. У нас все еще слишком сильно влияние стереотипов, в том числе и в воспитании. Не поступил после школы в институт? Неудачник. Взял тайм-аут на годик для самоопределения-чудак. И не дай бог, встретить тогда кого-нибудь из прошлых знакомых- одноклассников и учителей и рассказать о таком. «А он подавал такие надежды»-читаешь ты на его лице.

Так и получается, что каждый год из наших ВУЗов выпускаются сотни менеджеров, которые так и не поняли, чему же они учились эти 5 лет.