Мастера сюрреализма «коллективно» пришли в Петербург

14 Июнь, 2011

В Петербурге открылась выставка «Коллективное бессознательное», на которой корреспонденту Gaude удалось расслабиться и насладиться лучшими произведениями графики сюрреализма.

«Этажи» медленно, но верно становятся важным местом не только для ценителей «суперсовременного» искусства и любителей пофотографироваться. Теперь помимо странноватых арт-перфомансов, диких инсталляций и выставок остросюжетных фотографий в бывший завод на Лиговском проспекте пришла живая классика – сюрреализм, странное и загадочное искусство, исчезнувшее уже на излете прошлого столетия, но все возникающее то тут, то там в работах абсолютно разных мастеров.

Перед выставкой ваш покорный слуга писал, что сюрреализм при всей своей популярности в России не был в последние годы представлен ни одной приличной выставкой. До нас все время доходили обрывки былой роскоши, в виде, например, графики Дали в «Перинных рядах». Во многом, выставка «Коллективное бессознательное» исправляет это досадное упущение арт-кураторов.

Открытие выставки собрало большое количество петербургских художников и журналистов. То тут, то там по залу пробегали мастера кисти, стараясь поговорить с теми, кого давно не видели. А работники пера шли один за другим взять интервью у куратора выставки Льва Платонова, который с неизменной искренней улыбкой рассказывал любому о том, как тяжело было собрать все представленные картины и почему на выставке только одна картина де Кирико (мы тоже расспросили его об этом, что он ответил, читайте тут).

Открытие выставок, презентации и прочие подобные мероприятия, чего уж скрывать, часто интересны тем, кто там был и что сказал. На выставке «Коллективное бессознательное» было важно то, что там выставлено.

Во-первых, на выставке впервые в России были представлены работы бельгийца Рене Магритта – многие помнят его человека с яблоком вместо головы. Без аллюзий на эту знаменитую работу не обошлось и тут: организаторы даже поставили специальные тарелки с яблоками, на которых было написано имя художника. Но самой интересной оказалась работа под названием «Это не трубка» - как и положено в сюрреализме, на ней, разумеется, была изображена трубка. Таким образом, как объясняют искусствоведы, мастер хотел показать то, что изображение никогда не станет, собственно, самим предметом, а останется лишь образом – не более того.

Самым неожиданным стало появление на выставке работ Дали. В это сложно поверить, но работы великого испанца очень редко приезжали в Россию. Здесь же можно было посмотреть его забавные коллажи, а также графические работы, в которых куски пищи создавали изображения совсем иных предметов. Ну а для поборников фильмов ужасов и антиутопий организаторы уготовали работы знаменитого Ханса Руди Гигера и старинные страшноватые рисунки Макса Эрнста.

Выставка проработает до июля, организаторы не решаются давать какие-либо прогнозы по поводу ее посещаемости, но можно смело сказать, что столь цельное и интересное собрание художников одного из самых загадочных стилей в искусстве не пройдет незамеченным.