«Территория» современного искусства

С 1 по 14 октября в Москве проходит девятый международный фестиваль-школа современного искусства «Территория». За две недели студенты, прошедшие отбор на «Территорию» будут смотреть спектакли, посещать мастер-классы ведущих режиссеров, актеров, художников, смотреть спектакли и главное — обсуждать постановки их с создателями.

«Территория-2014» начала свою двухнедельную образовательную деятельность в девятый раз. Основное отличие «Территории» от других фестивалей, посвященных искусству и театру в том, что это фестиваль-школа. Сто студентов из разных городов России и ближнего зарубежья присылают свои анкеты на адрес дирекции фестиваля, в которых должны ответить на вопросы, касающиеся искусства. По итогам анкетирования и проходит отбор на «Территорию». Театр Наций и Московский центр современного искусства на протяжении всех лет проведения фестиваля его основные площадки. В арт-дирекцию «Территории» входят ведущие режиссеры, актеры, театральные критики, музыканты. Среди них художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Кирилл Серебреников, Андрей Ураев, Роман Должанский, Теодор Курентзис. В этом году к арт-дирекции присоединился руководитель Московского музея современного искусства, который активно сотрудничает с фестивалем, Василий Церетели.

С британским акцентом

У «Территории-2014» британский акцент, в связи с Перекрестным годом культуры Великобритании и России. Фестиваль открыл спектакль британского режиссера-хореографа Акрам Хана «ITMOI». Сложнопроизносимая аббревиатура расшифровывается как «In the Mind of Igor», «В сознании Игоря». Речь идет об композиторе Игоре Стравинском, которому прообраз балета «Весна священная» приснился. Сюрреалистический спектакль Акрама Хана воспроизводит гениальный сон классика на сцене. Вдохновения при создании спектакля режиссеру прибавлял еще и танец Вацлава Нижинского.

Фестиваль — авангард

Входящий в арт-дирекцию худрук «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников назвал «Территорию» самым авангардным фестивалем, потому что в нем максимально собраны лучшие образцы и тенденции не только современного театра, но современного нам искусства вообще. Например, спектакля «Шекспир. Лабиринт», который сложно назвать таковым, это больше напоминает действо, даже в программе он значится как «прогулка». Пройтись по лабиринту Шекспира зрителям, вернее участникам, предстоит от Малой сцены Театра Наций до кулис. Маршрут включает в себя восемь остановок, где участников ждут работы восьми творческих команд. В программу «Территории» вошел также и свидетельский театр, спектакли вне стен театра «Живые пространтса», спектакли с видео-артом, инсталляциями. Вошли в программу два спектакля Руслана Маликова, которые можно определить как социальные проекты или свидетельский театр:«Бросить легко» и «Прикасаемы». В первой постановке принимают участие не актеры, а молодые люди, которые начали свою борьбу с наркозависимостью и успешно ее продолжают. «Бросить легко» — первый документальный спектакль, который был показан на сцене Театра Наций. Режиссер Руслан Маликов вместе с „Брость легко“ на фестивале представит свой новый проект «Прикасаемые», который создавался при поддержке Фонда слепоглухих. «Природа любой зависимости схожа и опасна для человека в равной степени- это, наверное, главное, что мы усвоили при работе над этим спектаклем»,говорит Руслан Маликов. Режиссер также добавил, что уникальность социальных проектов в театре в том, что зритель начинает задумываться над тем, что серьезные проблемы с общением возникают не только у людей с ограниченными возможностями, но и абсолютно здоровых людей. Что не желание слышать и понимать другого человека — недуг в большей степени душевный, нежели физический.

Вне стен

Проекта «Живые пространства» существует в программе «Территории» уже три года. «Живые пространства» — это театр, вне стен и пространственных ограничений сцены. В этом году проектом руководит режиссер «новой драмы» , худрук театра «18+» в Ростове -на Дону Юрий Муравицкий. У «Живых пространств» в этом году тоже британский акцент: четыре пьесы английских драматургов сыграют в парковке торгового центра «Цветной», на центральном телеграфе, на дизайн-заводе «Флакон» и в деловом комплексе «Империя» «Москва-Сити». После каждого спектакля студенты шестиваля обсудят увиденное с авторами.

На фестивале участники познакомятся с драматическими спектаклями: «(М)Ученик» Кирилла Серебренникова, «Враг народа» Томаса Остермаейра, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Константина Богомолова. Дирижер, художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Теодор Курзентзис представит на сцене Большого зала Консерватории «Зимний путь Шуберта». Лауреат «Золотой маски» Тимофей Кулябин представит на сцене Театра Наций «Сонеты Шекспира», преьера этого лирического спектакля состоялась в театре в сентябре.

«Территория» как территория без границ

Умение понимать и принимать мнение другого человека, его точку зрения без агресии — организаторы фестиваля-школы определяют основной целью «Территории». Они верят, что искусство способно научить принимать самостоятельные решения. Что способность участвовать в обсуждении без неприятия оппонента — характеристика думающих людей. А еще они верят в то, что искусство бывает каким угодно и где угодно. Икскусство — это территория без границ.