Поездка в автобусе как тренировка честности

12 Sep 2011
Поездка в автобусе как тренировка честности

В течение последних лет Санкт-Петербург потратил 110 миллионов 700 тысяч рублей на благое дело – установку в наземном общественном транспорте стационарных валидаторов. Не нанотехнологии, конечно, но тоже ничего – выглядит современно, звучит красиво. Но насколько удобна новая электронная игрушка? Насколько эффективна в борьбе с «зайцами»?

 Вот билет на балет, на трамвай билета нет…

Не смотря на высокие технологии, суровые дамы, с которыми можно поговорить о жизни, и рулоны бумажных билетов из автобусов никуда не денутся. Как уверяют в пресс-службе Пассажиравтотранса, - до тех пор, пока для разовой оплаты проезда не будет придумано адекватной замены на другом носителе. Так что если раньше кондуктор-контролер всего лишь собственноручно прикладывал валидатор к проездным пассажиров и продавал билеты тем, у кого их нет, то сейчас его функции стали более разнообразными. Во-первых надо следить, все ли вошедшие пассажиры приложили карточки к стационарным валидаторам. Во-вторых, самых непонятливых необходимо инструктировать, помогая приложить проездной верно. В-третьих, у пассажиров с недостаточно честными глазами – проверять карточки, выявляя не просрочены ли они. Ну, и в-четвертых, продавать бумажные билеты тем, у кого нет проездных. Чтобы успешно справляться со всем этим, нужно иметь глаза на затылке, а лучше – быть трехголовым Змеем Горынычем с феноменальной памятью на лица.

«Раньше, в 70-е, пробивали билеты компостерами, и ничего», - попыталась уверять дама из Пассажиравтотранса. Но ведь в советское время упор делался на контроль со стороны  других пассажиров и собственной совести, а не одного-единственного контролера! Сейчас же мы живем в совершенно другом обществе и слабый контроль, скорее всего, породит стада «зайцев» с честными глазами, которые карточку уже прикладывали, правда-правда. Всех ведь повторно не проверишь, особенно в час пик.

 Кто готов постоять за других, должен ездить в автобусе (с) народное

Постоять и за пенсионеров, и за тех, кто быстрее добегает до сиденья, обычно готовы студенты. Уступать места бабушкам – это святое. Но когда молодой мужчина несется, сбивая всех на своем пути и оттаптывая ноги окружающим, чтобы сесть, это что-то странное. Моя знакомая студентка филфака, ценительница галантных мужчин, все время сталкивается в общественном транспорте именно с подобными экземплярами. Раньше она могла зайти в автобус на своих каблуках, сесть, спокойно найти на дне сумочки проездной и предъявить кондуктору, когда та подойдет. Теперь же нужно по окрику контролера вскакивать с места, выкопав из недр сумочки проездной, и идти куда-то его прикладывать. Есть вариант искать карточку стоя, ожидая пока усядутся все молодые здоровые мужчины, приложить ее, а потом на гудящих после долгого дня ногах стоять и смотреть, как они спят и читают. По правилам пассажирских перевозок действовать необходимо по второму сценарию. Пассажир, войдя в транспортное средство, первым делом должен оплатить проезд и только потом садиться. В условиях, когда много людей имеют странное воспитание (точнее пробелы в оном) нынешний порядок вещей навевает тоску.

 «Заяц» или не «заяц» - вот в чем вопрос

Если у тебя нет бумажного билета, его логично купить. Но если ты раз в месяц покупаешь единый проездной студенческий, лень упорно подговаривает не прикладывать его к бездушному валидатору. Поездки-то оплачены. Совесть вроде бы чиста. Конечно, чувствуешь себя этаким полузайцем, но уверяешь себя, что имеешь полное морально право не протискиваться сквозь толпу к недосягаемому ближайшему аппарату, расположенному в двух с лишним метрах. На статистике перевозок это, конечно, сказывается плачевно, но и пассажиров-полузайцев понять можно - ведь люди, придумавшие такую систему, явно никогда сами не ездили в автобусах в час пик…