Слова и музыка: Trll

Слова и музыка: Trll

Создатель музыкального блога Trll Андрей Мальцев — о судьбах музыкальной журналистики и проблемах русской музыки

Музыкальная журналистика, говорят, если не умерла, то уж точно при смерти. Но при этом каждый год появляется несколько ярких и интересных медийных проектов: радиостанций, блогов, новостных сайтов — посвященных музыке, в которых присутствует все, что положено нормальному профильному изданию: интервью, рецензии, обзоры. Теперь каждые две недели мы будем говорить с их авторами и создателями о судьбах музыкальной журналистики, проблемах русской музыки и многих других животрепещущих вопросах, ответ на которые часто никто и не пытается найти.

Сегодня — московский блог Trll, созданный в 2011 году и пишущий об очевидной — но оттого не перестающей быть интересной и полезной — западной музыке.

Как был создан Trill? Насколько хлопотно создавать подобный проект?

В студенческие годы у меня был опыт работы диджеем и музыкальным редактором на радио, в последствии же я занялся разработкой сайтов. Поэтому, возникшая однажды идея направить навыки на создание музыкального журнала, показалась совершенно естественной. Я понимал, что в одиночку проект не потяну, поэтому он не воплощался до тех пор, пока я не нашел один увлекательный блог — мне понравилось о чем и как пишет его автор — Оксана Мелентьева, и я предложил ей подключиться к созданию сайта. Нас поддержала Интернет-студия, в которой я работаю, и так постепенно задумка стала воплощаться в жизнь. Если чуть подробнее, то мы взяли бесплатный блоговый движок, доработали его под свои нужды, приблизительно очертили рамки формата, дали имя проекту (изначально был приобретен домен musicdaily.ru, но это название было признано консервативным, так что после перебора вариантов мы остановились на легком слове-транформере «Trill»), сделали прототип дизайна, логотип, Оксана переработала несколько хороших заметок из своего ЖЖ. В апреле 2011 года мир отмечал 50-летие полета Юрия Гагарина в космос, и тогда же мы поняли, что и нам пришло время сказать «поехали!», и запустили бета-версию сайта. Еще полгода после этого мы его «дотачивали», а уже с прошлой осени стали работать в штатном режиме. В общем, можно сказать, что создать сайт было не очень хлопотно. Хлопотней его поддерживать и развивать, но зато это очень увлекательно.

Вот так выглядит сейчас главная страница сайта Trll

В России сейчас — бум подобных изданий: от блогов и пабликов до сайтов, как у вас. Почему так происходит? И чем вы, по вашему мнению, отличаетесь от остальных?

Желание высказаться и быть услышанным естественно, но если одним для этого достаточно своей небольшой трибуны в соцсети, другие считают, что несут мессидж, и ищут большую аудиторию. Завести свой сайт или создать сообщество в соцсети стало элементарно, потому мы и стали свидетелями лавины публикаций. При этом музыкальных журналов, в привычном понимании, не становится больше — есть множество разрозненных блогов с узкой тематикой, и часто приходится перелистывать десятки сайтов, прежде чем найдешь что-то интересное, если только не ищешь нечто конкретное. Мы хотели дать возможность каждому читателю открыть что-либо новое для себя в той области, где он мог бы никогда намеренно ничего и не искать — интересно рассказывая о самых разных музыкантах.

«Трилл» — по сути блог, но с амбициями вырасти в большой журнал. Если говорить об отличиях от других блогов, то я, в числе первых, назову коллектив. Часто блог — это один-два автора, у нас же к проекту уже имеют отношение около десятка человек, и о каждом можно сказать, что он по-своему уникален. Например, Олег Мартишин является музыкантом и композитором (в частности, он долгое время играл в группе «Чебоза»), и его рецензии — это больше, чем субъективные впечатления от прослушивания пластинки обывателем. Женя Юлаев тоже музыкант и меломан, но еще филолог и лингвист — так, как переводит интервью он, сможет далеко не каждый — от него не ускользнет ни одна деталь разговора. Оксана Мелентьева пропускает через себя колоссальные объемы музыки, прекрасно в ней разбирается, имеет хороший вкус, и часто открывает нам новые имена. А еще она посещает множество концертов и фестивалей, не только российских, и делится впечатлениями от первого лица. И так далее. Мы любим разную музыку, но каждый способен рассказать о ней со знанием дела.

Думая о том, как при прочих равных суметь отличиться, мы также уделили особое внимание и форме подаче информации: шрифт, его размер, высота и длина строк, цвет текста, иллюстрации — верстая сайт мы стремились к тому, чтобы его было легко читать, чтобы ничто не отвлекало.

Согласны ли вы с тезисом о том, что музыкальная журналистика умирает?

Фотоискусство не умирает оттого, что зеркалка есть сегодня у каждого второго. В море информации нужны профессиональные проводники. Да, сегодня какую-то новость с большой вероятностью можно раньше получить из случайного источника в Твиттере, нежели от информационного агентства, но дать объективную оценку чему бы то ни было можно лишь имея базу знаний, а она не появляется в одночасье. Написать хорошую статью о фестивале, на котором выступало 20 групп, или взять интервью у любого из выступавших не сможет неподготовленный человек. Нужно знать о чем и как спрашивать, как выделять главное, уметь анализировать, преподносить материал, всему этому нужно учиться.

Часто можно слышать, что кому-то не интересно чужое мнение, что достаточно фактов — кому какое дело, что там думает критик об альбоме или концерте моей любимой группы? Но это лукавство, на самом деле почти каждый признается, что читает статьи, рецензии и отзывы. Да, чаще всего не соглашается, спорит, ругает — это нормально, но читает. Людям интересно мнение профессиональных журналистов, в музыкальной среде, в частности.

Главная на данный момент новинка на Trll

Может ли проект, подобный Trill, быть коммерчески успешным проектом?

На той стадии развития, на которой сейчас «Трилл» — маловероятно, если речь идет о серьезных заработках. Зарабатывать что-то можно, если включаться в программы контекстной рекламы, обмена баннерами, виджетами, и так далее. Но мы решили пока не размениваться по мелочам, и не перегружать сайт посторонней информацией. Утром стулья, вечером деньги — сейчас в приоритете «нарастить массу» в плане контента, и, как следствие, читательской аудитории, а там наверное появятся желающие поставить рядом с нашим логотипом свой.

Рекламодатели в большинстве своем с недоверием относятся к небольшим проектам, недооценивая их аудиторию. Кстати, так же поступают и некоторые организаторы концертов, размещая рекламу, выдвигающие требования о посещаемости, совершенно оторванные от реальности. Не все понимают, что сайты, у которых на счетчиках ежедневно отмечаются тысячи посещений, как правило, содержат большие справочные разделы, форумы, а конкретные статьи, анонсы мероприятий, читает сопоставимое с небольшими сайтами число пользователей, и эффект от рекламы сопоставим, при том, что затраты на нее гораздо ниже. Кроме того, на рекламном поле происходят изменения — традиционные спонсоры музыкальных и околомузыкальных инициатив — производители алкоголя — уходят из интернета. Тем не менее, ничто не стоит на месте, и всегда появляются новые возможности. Перемены в дистрибуции музыки и привычка расплачиваться кредитками в сети постепенно приходят и к нам, и я не исключаю возможности открытия в перспективе на базе «Трилла» интернет-магазина, развития партнерских программ. Перспективы монетизации есть, но нужно много работать, и сохранять тенденцию к постоянному росту.

Что интересного из новой российской и западной музыки — из того, что пока слышали немногие — вы можете посоветовать читателям?

На самом деле, такой музыки очень много. Меня по-началу даже расстраивало то, что по статистике поисковых систем, некоторые довольно известные на Западе имена у нас практически не набираются в строке поиска, я уж не говорю о каких-то андерграундных коллективах, инди-группах. Но потом я подумал, что в том, отчасти, и заключается наша, громко выражаясь, миссия — знакомить читателей с такими артистами. Раз в сезон Оксана Мелентьева публикует обзоры самой интересной новой музыки — если что-то не попадает в «большие обзоры» (там у нас, по большей части, мейнстрим), то в квартальном обзоре есть почти все. Обращайте особое внимание на дебютантов.


Раздел рецензий в Trll многим похож на нашу рубрику «Вердикт». Различия — в оценках. И группе ZZ Top.

Выступление The Cure в Москве прошло при неполном стадионе. Создается ощущение, что теперь не только альбомная, но и концертная культура, какой она была долгие годы, умирает. У вас такого ощущения нет?

The Cure выступали на Тушинском аэрополе, и собрали много людей. Мне кажется, и альбомную, и концертную культуры хоронить рано. Можно привести в качестве универсального примера совсем недавно прошедший концерт The Cardigans: группа, которая много лет не выпускала новых песен, приехала, и собрала самый вместительный клуб Москвы, причем сыграла на концерте один из альбомов целиком — песню за песней. Всегда были шлягеры, синглы, которые способны существовать сами по себе, но концептуальные альбомы никто не отменял, они так же выходят. А что касается концертов, то не секрет, что музыканты сегодня зарабатывают именно на живых выступлениях, а не на продажах музыки на дисках или через сеть. Группы еще более охотно гастролируют, и до Москвы, кажется, не доехали разве что Radiohead и Coldplay. Текущий год показал, что концерты пользуются огромной популярностью: даже несмотря на беспрецендентный гастрольный бум, почти каждое выступление собирает аншлаг. В «Stadium Live», к примеру, недавние концерты The Prodigy и Limp Bizkit даже проводились по два дня подряд.

Согласны ли вы с тезисом о том, что сейчас уже невозможно появление т.н. «больших артистов», что рынок музыки стал максимально сегментированным?

Стало очень много музыки, независимые артисты получили больше возможностей стать заметными, и использовали их. Но именно это отчасти и провоцирует появление крупных звезд — слушателю сложно ориентироваться во всем этом многообразии, поэтому выделяются некие столпы, эталоны, по которым мерят всех остальных. Да и просто во все времена нужны были герои из сказки — летающие на дорогих самолетах, от которых сходят с ума фанатки, индустрии это удобно. Не сомневаюсь, что мы еще услышим новые большие имена. Чем, кстати, Адель не «большой артист»? 24-летняя девушка, выпустив пару альбомов, уже побила половину музыкальных рекордов.

Есть ли у вас пять-шесть советов начинающим музыкальным блоггерам и журналистам?

В первую очередь, я бы порекомендовал трезво оценить силу своего желания добиться успеха — попробовать представить, видите ли вы себя в профессии через 10, 20 лет. Конечно, всегда полезно читать хорошую литературу — это развивает умение красиво формулировать и излагать мысли; читать профильную прессу, музыкальные журналы, в том числе зарубежные; больше писать, оттачивать стиль. Слушать больше старой музыки, чтобы понимать откуда растут ноги у новой. Посещать концерты и фестивали, смотреть документальные фильмы о музыке и музыкантах, чтобы в полной мере представлять себе весь процесс — от сочинения мелодии до «конвейера». И следить за тенденциями: в эпоху больших перемен в любой момент может открыться дверь, в которую можно войти раньше остальных.