Почитаемые люди. Пианистка Злата Чочиева: «Что хотелось бы изменить в нашей системе? Дать больше свободы и смелости!»

Почитаемые люди. Пианистка Злата Чочиева: «Что хотелось бы изменить в нашей системе? Дать больше свободы и смелости!»

Журналистка Gaude побеседовала со Златой после концерта в ДШИ им. Н.А.Римского-Корсакова, который она давала в честь первого общегородского фестиваля «Ночь музыки». Пианистка рассказала о том, где лучше получать музыкальное образование, что слушают исполнители классики «в миру» и как относиться к русскому рэпу.

Справка Gaude

Злата Чочиева родилась в 1985 году в Москве. Учиться музыке начала в 4 года. В 1993 году восьмилетняя пианистка стала лауреатом I премии конкурса на лучшее исполнение концерта с оркестром и обладательницей высшей награды на Первом Всероссийском конкурсе им. Глинки. К 10-ти годам в копилке у Златы была победа на Международном конкурсе пианистов в Неаполе и специальный приз конкурса им. Скрябина в Москве. Она завоевывала награды отечественного и мирового значения с завидной периодичностью, поражая своим мастерством маститых профессионалов.

В 2008 году Злата окончила с отличием Московскую консерваторию им. П.И. Чайковского и с успехом поступила в аспирантуру. Сейчас выступает на лучших концертных площадках России и за рубежом: в Италии, Испании, Голландии, Дании, Польше, Бельгии, Франции, Германии, Португалии, Швеции и в других странах.

Ты очень рано начала заниматься музыкой — в 8 лет впервые выступила с оркестром на сцене Большого зала Московской консерватории, блестяще исполнив концерт Моцарта, затем активно побеждала во всевозможных конкурсах… Но когда к тебе пришло осознание, что музыка — это не увлечение, а призвание на всю жизнь?

Мой старший брат занимался музыкой в ДМШ им. Я. В. Флиера у замечательного педагога Нины Ануфриевны Доленко. А я была достаточно амбициозным ребенком, не хотелось в чем-либо уступать — поэтому, когда услышала, как играет брат (я присутствовала на уроках, так как меня не с кем было оставить дома), проявила недюжинный интерес. Педагог Вадика, моего брата, заинтересовалась, начала проверять меня на наличие слуха и определенных способностей.

В итоге, на первый взгляд, все оказалось не то чтобы многообещающе…но определенные способности обнаружились! Поэтому Нина Ануфриевна решила пробовать со мной заниматься. Так я и пошла по этому пути. Огромное удовольствие доставляла не только музыка, но и выступления на сцене. Помню, я этим болела, мне дико нравилось, поэтому, когда мне было 7 или 8 лет, я уже точно знала, что музыка — мое будущее. Странно, что в столь раннем возрасте я приняла серьезное решение… Наверное, судьба.

Помню, я этим болела, мне дико нравилось, поэтому, когда мне было 7 или 8 лет, я уже точно знала, что музыка — мое будущее. Странно, что в столь раннем возрасте я приняла серьезное решение… Наверное, судьба.

Сегодня на концерте прозвучали произведения таких авторов, как Моцарт, Шопен, Прокофьев. А кого ты больше всего любишь исполнять?

Знаете, я стараюсь не задумываться над этим вопросом, потому что репертуар исполнителя должен быть масштабен. В каждом стиле, в каждом композиторе я нахожу что-то свое — у каждого из них абсолютно разные миры. Но единственное, что могу отметить, — наиболее близки моему сердцу Моцарт, Шопен и Рахманинов.

Многие считают, что исполнители классики имеют исключительно «классический» музыкальный вкус. Опровергнешь или подтвердишь этот народный миф? Какую музыку ты слушаешь в свободное время? Что можно сейчас найти в плеере?

Я стараюсь слушать не только классическую музыку. Наверное, так ответит любой студент консерватории или исполнитель академической музыки (смеется). Интересно наблюдать за новаторскими идеями в любом музыкальном стиле. Я слушаю, в большинстве своем, конечно, классику, но также меня интересует творчество преимущественно зарубежных поп- и рок-звезд. Еще очень люблю современные обработки фольклорной музыки. Очень часто рождается шедевр на стыке жанров.

Прежде всего, ужасно отсутствие профессионализма. И дело даже не во вкусе

Сейчас очень плохо отзываются о русской популярной музыке, рэпе, шансоне и прочем. Что для тебя признак дурновкусия в музыке?


Прежде всего, ужасно отсутствие профессионализма. И дело даже не во вкусе: если человек работает не с полной отдачей, если у него отсутствует талант (хотя я придерживаюсь идеи, что каждый человек обладает каким-то талантом, но в определенных случаях музыка - не призвание), то лучше искусством не заниматься. Если нет именно творческого дара и огромной преданности музыке, тогда возникают и дурновкусие, и духовная пустота.

Так случилось, что в общеобразовательных школах преподают мировую художественную культуру, литературу, а музыкальное образование хромает. Кого посоветуешь послушать людям, незнакомым с классикой?

Сразу ответить не так уж просто… Я бы посоветовала начать знакомство с избранных скрипичных и фортепианных концертов В.А. Моцарта, также можно включить и его шедевральные оперы, например, «Свадьбу Фигаро»; духовные произведения И. С. Баха; избранные симфонии Й. Гайдна; Торжественную мессу и Девятую симфонию Бетховена; скрипичные сонаты и вокальное творчество Э. Грига; симфонические поэмы Я. Сибелиуса; фортепианные концерты Ф. Шопена; симфонию #4 И. Брамса; фортепианный квинтет Р. Шумана; оперное творчество Верди («Аида», «Травиата»); Симфонию #5, Вариации на тему Рококо, оперное творчество П. И. Чайковского; романсы, «Симфонические танцы" и фортепианные концерты С. Рахманинова; «Война и мир", «юбовь к трем апельсинам" С. Прокофьева; Виолончельная соната, опера «Нос» и избранные симфонии Шостаковича; Струнный квартет М. Равеля; виолончельная соната К. Дебюсси; «Весна священная» И. Стравинского; «Прометей» А. Скрябина и многое другое! Но это все то, что пришло на ум за несколько минут…хорошо бы более детально поразмыслить на тему: что сейчас больше всего нужно душе современного подрастающего поколения…

Исполнитель играет для публики: именно с ней он делится самым сокровенным. Но, с другой стороны, если слишком увлечься, можно потерять собственное лицо. Поэтому я считаю, что очень важно воспитывать публику, вести ее за собой. Лидером в данном диалоге должен выступать, все-таки, исполнитель.

Важно играть для себя или для зрителя? Каков вообще процесс этого взаимодействия?

Взаимодействие очень тесное. Естественно, исполнитель играет для публики: именно с ней он делится самым сокровенным. Но, с другой стороны, если слишком увлечься, можно потерять собственное лицо. Поэтому я считаю, что очень важно воспитывать публику, вести ее за собой. Лидером в данном диалоге должен выступать, все-таки, исполнитель. Идти за желаниями слушателей - путь недолговечный. А самое сложное - убедить публику в том, что наши — исполнительские — новшества оправданы и имеют право на существование.

Вдохновение — результат долгой и кропотливой работы, или оно приходит как озарение?

Сложный вопрос. Думаю, и то, и другое. В результате кропотливой работы и творческих поисков внезапно может возникнуть озарение.

В результате кропотливой работы и творческих поисков внезапно может возникнуть озарение

Ты училась не только в России, но и имела возможность заниматься за границей. Как считаешь, отличается ли зарубежная модель музыкального образования от нашей? Что бы хотелось поменять в отечественной?

Да, я проучилась более трех лет у выдающегося французского профессора, необыкновенно пианиста Жака Рувье. Сейчас работаю его ассистентом в Зальцбурге, в университете музыки «Моцартеум». Да, практически везде существуют свои особенности, своя национальная школа, богатая традициями. Могу отметить, что русская школа отличается высочайшим уровнем абсолютно всех музыкальных дисциплин: сольфеджио, гармония, история музыки — всё держит невероятно высокую планку. У нас очень образованные и глубокие молодые музыканты. Их восприятие, как правило, высокопрофессиональное. На мой взгляд, это именно то, на что следовало бы обратить внимание представителям школ Японии, Китая и Кореи, внимание которых пока направлено в русло технического и звукового совершенствования. Но при отсутствии традиций — когда человека со школьной скамьи не приучают к знакомству с творческим процессом, живописью, поэзией, литературой — невозможно стать полноценным музыкантом. Все сферы искусства перекликаются. Именно этот пласт дает молодым музыкантам духовное воспитание, что, порой, и способствует формированию эмоционального восприятия искусства. Что касается европейских школ, везде есть свои плюсы и минусы. Но отвечая на вопрос: что хотелось бы изменить в нашей системе - дать больше свободы и смелости навстречу новому!

Могу отметить, что русская школа отличается высочайшим уровнем абсолютно всех музыкальных дисциплин: сольфеджио, гармония, история музыки — всё держит невероятно высокую планку. У нас очень образованные и глубокие молодые музыканты. Их восприятие, как правило, высокопрофессиональное. На мой взгляд, это именно то, на что следовало бы обратить внимание представителям школ Японии, Китая и Кореи, внимание которых пока направлено в русло технического и звукового совершенствования. Но при отсутствии традиций — когда человека со школьной скамьи не приучают к знакомству с творческим процессом, живописью, поэзией, литературой — невозможно стать полноценным музыкантом. Все сферы искусства перекликаются. Именно этот пласт дает молодым музыкантам духовное воспитание, что, порой, и способствует формированию эмоционального восприятия искусства. Что касается европейских школ, везде есть свои плюсы и минусы. Но отвечая на вопрос: что хотелось бы изменить в нашей системе - дать больше свободы и смелости навстречу новому!

Могу отметить, что русская школа отличается высочайшим уровнем абсолютно всех музыкальных дисциплин: сольфеджио, гармония, история музыки — всё держит невероятно высокую планку. У нас очень образованные и глубокие молодые музыканты. Их восприятие, как правило, высокопрофессиональное


У меня есть ощущение, что, учитывая достижения нашей феноменальной школы советских времен, сейчас мы скатываемся в некий «фанатизм» и преклонение перед великими мастерами той эпохи. Но надо помнить, что гениям не подражают. Мы должны развивать то, что создали они, а развивать - значит привносить что-то новое, созвучное нашему времени. Надо пойти дальше и, может быть, больше внимания обратить на достижения зарубежных школ. Ведь каждая из них является носителем совершенно неповторимого культурно-национального языка, который может послужить ключом к пониманию французских импрессионистов, венских классиков и так далее. Бесспорно, каждый композитор - это совершенно индивидуальный духовный мир, но ведь так важно знать и чувствовать, в духе каких исторических и культурных настроений они творили…

На мой взгляд, возможность получения новых впечатлений, знаний, в виде уроков и мастер-классов с лучшими представителями зарубежных школ, могла бы послужить толчком к обогащению нашей собственной культуры. Также я много размышляла о внедрении предмета «Актерское мастерство». Оно тоже должно присутствовать в нашем искусстве — мы артисты. Для исполнителей очень важно уделять внимание поведению на сцене — чтобы публика могла нас не только слушать, но и ощущать как сценическое явление.

Рояль — это твой главный рабочий инструмент. А есть ли другая «тайная любовь»?

Любимый, конечно, рояль!.. Но есть и еще пару любимых в музыке явлений: нельзя, быть может, называть это инструментом, но я все-таки позволю себе сейчас — оркестр. Симфоническая музыка меня привлекала с детства: играя на рояле, я всегда слышала в голове симфоническое звучание. Кроме того, я считаю, что голос — самый естественный инструмент из всех… Его невозможно подделать, он льется из самой души.

Такой обширный однодневный музыкальный марафон — когда в стольких залах нашей столицы проходят концерты классической музыки — можно только приветствовать! И хорошо бы таким событиям случаться хотя бы раз в месяц, а не раз в год!

Как ты отнеслась к идее «Ночи музыки»? Много ли в нашей стране мероприятий, которые популяризируют классику?

К идее отношусь с большим восхищением: такой обширный однодневный музыкальный марафон — когда в стольких залах нашей столицы проходят концерты классической музыки — можно только приветствовать! И хорошо бы таким событиям случаться хотя бы раз в месяц, а не раз в год! В нашей стране много концертных мероприятий. Московские залы не пустуют, работают на полную мощь. Главное, чтобы отбор исполнителей шел скрупулезно, чтобы организаторы и директоры залов руководствовались не собственными пристрастиями, которые могут быть вызваны разными параметрами, а качеством и настоящим творческим потенциалом исполнителя.

«Ночь музыки» — это концерты учащихся детских музыкальных школ, профессиональных музыкантов, кинопоказы, дискуссии… Какое мероприятие ты бы посетила, если бы оказалась гостем, а не участником?

Честно говоря, не успела ознакомиться с полной афишей фестиваля. Но, думаю, пошла бы на концерт классической музыки. По большому счету, все зависит от исполнителя: возможно, я посетила бы и концерт эстрадной музыки.

Действительно, фантазия отдыхает утром, зато есть больше физических сил. А под вечер проступают какие-то новые грани. Может быть, уставшая психика стимулирует особые фантазийные ресурсы

Как участник «Ночи музыки», согласна ли ты с утверждением, что ночью не только к творческим людям чаще захаживает муза, но и у публики обостряется восприятие?

Да, наверное, так оно и есть. Я очень люблю заниматься ближе к вечеру. А если есть возможность, могу играть на рояле до двух-трех часов ночи. Действительно, фантазия отдыхает утром, зато есть больше физических сил. А под вечер проступают какие-то новые грани. Может быть, уставшая психика стимулирует особые фантазийные ресурсы.

Есть ли в планах участие в «Ночи музыки 2014»?

Если позовут — обязательно!

 

 

© Фото взяты из личного архива Златы Чочиевой и с официального сайта пианистки: zlatachochieva.com

Изменения: 21.12.13: внесены правки по согласованию с собеседником

Ранее по теме: