«Помпеи»: шекспировские страсти на фоне извержения

«Помпеи»: шекспировские страсти на фоне извержения

Звезда «Игры престолов», Кит Харингтон, дорос до дебюта в большом кино. Теперь в роли раба Майло он будет щеголять перед зрителями специально накачанным для проекта торсом на фоне буйства стихии… Что ж, попробуем найти в картине и другие достоинства.

Минутка истории

Помпеи, один из прекраснейших и богатейших городов Древнего Рима, был стерт с лица земли 24 апреля 79 года нашей эры. Первые раскопки начались лишь спустя несколько столетий, в XVIII веке. Потрясающие образцы архитектуры, утварь, предметы быта — все сохранилось почти нетронутым под слоем вулканического пепла. В 1870 году археолог Джузеппе Фиорелли обнаружил в нем странные пустоты, которые решил залить гипсом. Завораживающая и, одновременно, страшная картина предстала перед глазами ученых: жертвы извержения, навеки запечатленные в своих предсмертных позах.

Посещение Помпеев, музея под открытым небом, — занятие не для слабонервных. Фигуры людей, погибших столетия назад, остались вечным напоминанием той страшной трагедии. Каждый такой слепок — это история чей-то жизни и чей-то смерти, которая не оставит никого равнодушным.

Наступила темнота, но не такая, как в безлунную или облачную ночь, а какая бывает в закрытом помещении, когда тушат огонь. Слышны были женские вопли, детский писк и крики мужчин: одни звали родителей, другие детей, третьи жен или мужей, силясь распознать их по голосам; одни оплакивали свою гибель, другие гибель своих близких; некоторые в страхе перед смертью молились о смерти; многие воздевали руки к богам, но большинство утверждало, что богов больше нет и что для мира настала последняя вечная ночь…

Плиний Младший

Идеальная катастрофа

Многие нашли в знаменитой трагедии источник вдохновения: полотно Карла Брюллова, романы Эдварда Бульвер-Литтона («Последние дни Помпеи») и Роберта Харриса («Помпеи»), множество стихотворений и песен, несколько фильмов и даже серия популярного сериала «Доктор Кто» («Огни Помпеи»), — «копилка» непрестанно обновляется. Понятное дело, что Голливуд был просто обязан добраться до столь плодовитого сюжета и снять зрелищный блокбастер в 3D.

Режиссером картины стал Пол Андерсон, запомнившийся нам по работе над эпохальной франшизой «Обитель зла». Вдохновившись «Гладиатором» и «Титаником», он подошел к делу со вкусом и в привычной манере, так что давайте сразу оставим попытки критически осмыслять сюжет и насладимся эпическим зрелищем. Гладиаторские бои, политические интриги, сладкая сказочка о любви, реконструкция древнего города и покачанный специально для новой роли торс Джона Сноу —  тут каждый найдет моменты по душе.

Шекспировские страсти под тенью Везувия

С первыз кадров не покидает ощущение, что главный герой картины все-таки Везувий: его показывают каждые 2 минуты, а оттенки настроений у него чуть ли не шире, чем у исполнителей главных ролей. Впрочем, вернемся к ним позже.

С первых кадров зритель с тревогой наблюдает, как идилличная зеленая гора постепенно превращается в брызжущий лавой и пеплом вулкан. Закончится все трагедией: знание истории и аннотация к фильму недвусмысленно намекают, что погибнут все. Или почти все. Весь смак фильмов-катастроф как раз в том, что близость смерти заставляет людей наплевать на рамки и ограничения, социальные запреты и прочие «наросты» цивилизованности, — наружу выползают подлинные страсти.

Пол Андерсон попытался покопаться в недрах человеческой души и выдать не только красивый, но и глубокомысленный продукт. Предпосылки, во всяком случае, имеются.

Главный герой, гладиатор Майло (Кит Харингтон) по кличке Кельт, еще ребенком был захвачен в плен где-то в провинции Британия. Всё его племя перебили легионеры во главе с генералом Корфусом (Кифер Сазерленд), а мальчика продали в рабство. Ничего личного — просто политика Римской империи.

Через много лет после печальных событий у повзрослевшего Майло появляется возможность отомстить: в Помпеи, где он теперь выступает, из столицы приезжает сорить деньгами могущественный и богатый сенатор — сами-понимаете-кто. Правда, достать высокопоставленную особу с арены не так-то просто. Но перед буйством стихии все равны, и совсем скоро Везувий предоставит Майло возможность поквитаться.

Месть местью, а без красивой истории любви в такой картине никак нельзя. Волей случая избранницей Майло становится прекрасная Кассия (Эмили Браунинг), дочь знатных горожан. Она, естественно, отвечает взаимностью. (Армия фанаток Джона Сноу объяснит, почему.) Ну а тот факт, что Корфус тоже положил глаз на ту же непокорную красавицу, никого не удивляет, — шекспировский накал страстей требует четко выверенных совпадений.

Как по нотам

Сценаристы закрутили весьма предстказуемый сюжетный клубок, практически лишив нас интриги: акценты расставлены верно, типажи подобраны как по нотам. Никаких сюрпризов: любовный треугольник, дружба и ненависть, взаимовыручка и предательство. Ладная да складная история катится по привычным законам. Даже благородный и верный друг Майло, гладиатор Аттикус (Адевале Акинойе-Агбаже) — вы уже догадались, да? — чернокожий.

С другой стороны, стоит ли считать полный набор штампов существенным минусом? Если зритель хочет чего-то особенного, он покупает билет на «Нимфоманку». На «Помпеи» пойдут поклонники «Игры престолов», исторических драм, красивых «любовей» и зрелищных сцен.

Если придираться, то исполнитель главной роли, Кит Харрингтон, явно вложил больше сил в подготовку к трюкам, чем в драматическое мастерство. Но в кадре все равно смотрится хорошо: суров, мужественен и красив, — разве этого не достаточно, чтобы заставить девичье сердце трепетать?

Кифер Сазерленд хорош, как ни крути. Жаль только, грамотно проработанный образ несколько опошляют предсмертные повизгивания, — но это уже к сценаристам.

Эмили Браунинг, безусловно, уступает яркостью первой претендентке на роль главной героини, Скарлетт Йоханссон, зато ее своеобразная и скромная прелесть добавляют образу Кассии трогательности и изящества.

Вердикт

Если вы не поклонник артхауса и не писали диссертацию по истории Римской империи, то фильм почти наверняка скрасит вечер. Компьютерная графика, 3D и зрелищные виды извержения оправдают траты на билет в кинотеатр, — в домашнем просмотре картина много потеряет и вы, не дай бог, начнете задумываться о сообразности сюжетных перверсий. Не стоит, просто наслаждайтесь качественной сказкой!

Трейлер

О фильме

Страна: США Германия, Канада

Год: 2014

Жанр: боевик, драма, мелодрама, приключения

Режиссер: Пол У. С. Андерсон

Сценарий: Джанет Скотт Бэчлер, Ли Бэчлер, Майкл Роберт Джонсон

В ролях: Кит Харингтон, Эмили Браунинг, Кифер Сазерленд, Адевале Акинойе-Агбаже, Джаред Харрис, Кэрри-Энн Мосс, Джессика Лукас, Саша Ройз, Джо Пинг, Карри Грэм и другие.

Время: 98 мин. / 01:38

Возраст: 12+

В кино с 18 февраля