Противостояние гениев: Александр Митта о Шагале и Малевиче

Противостояние гениев: Александр Митта о Шагале и Малевиче

Кинорежиссер Александр Митта представил свой художественный фильм «Шагал — Малевич» на факультете журналистики МГУ 19 мая.

Перед показом биографической драмы о двух величайших художниках двадцатого века режиссер рассказал студентам и гостям факультета о том, почему решил снять первый байопик в своей карьере и с какими трудностями столкнулся при работе, о своем восхищении творчеством Марка Шагала и черном квадрате Казимира Малевича.

Александр Митта, известный широкому зрителю как режиссер первого советского  фильма-катастрофы «Экипаж» и сериала «Граница: таежный роман», своей новой картиной «Шагал — Малевич» рассказывает о двух художниках, изменивших мир искусства и представления о нем.

Революция на фоне революций

Фильм «Шагал — Малевич» — это кино, рассказывающее  зрителю о признанных во всем мире художниках и о силе искусства в эпоху кардинальных перемен. В картине режиссером обозначены конкретные исторические рамки: первые годы послереволюционной России с небольшой предысторией — первой выставкой работ Марка Шагала в берлинской галерее и свадьбой главного героя. Основное действие фильма посвящено витебскому периоду жизни и творчества художника, который вместе с женой и маленькой дочкой из-за начавшейся Первой мировой войны и последующей революции вынужден вернуться в родной Витебск вместо того, чтобы отправиться в Париж.

Режиссер подписывает свою книгу «Кино между адом и раем» и в ней же рисует на память

Почувствовав дух новой эпохи, Шагал с, казалось бы, отчаянным энтузиазмом берется сделать из Витебска новый Париж — город искусств, а искусство сделать достоянием масс. В считанные дни при помощи друзей Марк Шагал создает академию художеств, в которой обучает живописи простых витебских ребят. Себе в помощники для преподавания в школе художеств Марк Шагал приглашает из охваченной революцией Москвы основоположника абстракционизма Казимира Малевича. Поначалу сотрудничество двух  художников, ворвавшихся в искусство, как революция в мирную жизнь, будет плодотворно для общественной жизни города, но вскоре выльется в настоящее противостояние гениев. Новатор, но опирающийся на традиции в живописи Шагал и — революционер Малевич, грезивший о том, чтобы его абстрактный художественный метод супрематизм (ранний абстракционизм) вытеснил классическую живопись, разрушил все старые формы. С каждым днем  градус соперничества будет только накаляться.

Осложнит положение  Марка Шагала и любовный треугольник:  в жену художника Беллу давно и безответно влюблен общий друг супругов Наум. С приездом в родной Витебск школьный товарищ сперва всячески помогает Шагалам, но вскоре понимает, что его чувства к Белле вспыхнули с новой силой и отступать на сей раз он не готов, и попытается вернуть возлюбленную любыми средствами.

Фильм «Шагал — Малевич» — это не только возможность узнать интересные факты из жизни Марка Шагала, но и восхититься силой духа и стремлением сделать этот мир лучше даже во время, когда страну раздирала кровопролитная гражданская война.Это кино о созидательном движении искусства к своим почитателям вопреки происходящему вокруг. «Шагал — Малевич» — это не сухой и последовательный пересказ фактов из жизни Марка Шагала, а подлинная драма о борьбе идей в эпоху радикальных перемен, настоящей семейной преданности и верном служении своему делу.

О сложностях создания байопика

Сценаристом фильма выступил сам режиссер. Свою профессию  Александр Митта считает ремеслом конфликта, то есть умением создавать конфликтные ситуации и втягивать в них персонажей. Затем увлечь и заинтересовать придуманной историей зрителя, удержать его  внимание до финальных сцен.

Создание драматической ситуации, или технология каркаса, как ее называет Александр Митта, очень четко работает только в художественном фильме. В биографической драме конфликт нужно не сочинить, а найти, вытащить на поверхность из жизни героя, о котором снимается кино. Митта признался, что абсолютно осознанно совершил ошибку, которую сам при фильмов не прощает своим ученикам: стал для зрителя педагогом. «Мне хотелось рассказать о Малевиче и Шагале, о том, что они принесли в мир искусства, об их идеях, я понимал, что ухожу в дидактику, но у меня было желание, чтобы и другие восхищались их невероятным умом»,—пояснил режиссер. Самую известную картину Казимира Малевича «Черный квадрат» он назвал глубочайшим философским высказыванием.

Режиссер сожалеет, что биографических драм о наших выдающихся соотечественниках  в российском кино не так много, как, например, в голливудском. Мэтр отечественного кинематографа и решил нарушить этот дисбаланс.

При создании фильма «Шагал—Малевич» Александр Митта посчитал основным приоритетом будущей картины цветовое наполнение каждого кадра, поэтому снимали не на кинопленку, а на цифровой носитель. Режиссер сказал, что картину не столько сняли, сколько сочинили и раскрасили каждый кадр в художественной стилистике Марка Шагала.

О съемочной команде

Роль молодого Марка Шагала исполнил актер театра им. Вахтангова Леонид Бичевин, известный по ролям в фильмах Алексея Балабанова «Морфий» и «Груз-200». Казимира Малевича сыграл заслуженный артист России Анатолий Белый, который играл в фильмах «Застава Жилина», «Параграф 78», в Московском Художественном театре имени Чехова.

Главную мужскую роль второго плана — Наума — сыграл актер театра «Ленком» Семен Шкаликов, лауреат авторитетной театральной премии фонда Леонова «За лучшую мужскую роль» и получивший широкую известность благодаря сериалу «Парфюмерша». Музыку к картине написал скрипач Алексей Айги, композитор, очень востребованный в мире кино: именно его музыка звучит в многосерийных фильмах Владимира Хотиненко «Гибель империи» и «Достоевский» ,в популярных сериалах «Доктор Тырса» и «Охотники за бриллиантами». Айги писал музыку и к фестивальному кино — «Дикому полю» Михаила Калатозошвили и «Орде» Андрея Прошкина. Продюсировал фильм «Шагал — Малевич» Валерий Тодоровский.

Фото автора