«Стеклянное сердце»

«Стеклянное сердце»

Спектакль «Стеклянный зверинец» режиссера Туфана Имамутдинова на сцене Театра Наций — это пьеса о поиске своего предназначения и личностной свободе. Ставшая драматургической классикой пьеса Тенесси Ульямса рассказывает историю одной семьи, в которой три заплутавших судьбы пытаются выбраться на свой берег мечты. 

Картонное счастье

 

Режиссер Туфан Имамутдинов не стал переносить действие «Стеклянного зверинца» в Америку середины прошлого века, а поселил семью Уингфилдов в условный двухэтажный дом. Он выглядит, как огромная картонная коробка. Организованное таким образом сценическое пространство выражает внутреннее состояние героев, их неустроенность и ощущение вечных скитальцев по препонам судьбы. Как писал сам Тенесси Ульямс: «Это пьеса-воспоминание и в ней нет рамок, потому что память свободна как поэзия». «Стеклянный зверинец» — это и есть воспоминание персонажа пьесы и участника разыгравшейся семейной драмы Тома Уингфилда, которого считают прототипом самого Уильямса.

Герои «Стеклянного зверинца» живут на обочине счастья. Мать Тома и Лауры, Аманда Уингфилд в исполнении Марины Нееловой, пытается до мелочей контролировать жизнь своих повзрослевших детей. Она украдкой прячет книги Тома, считая его  мечту стать поэтом, пустозвоном. Сцена завтрака становится противостоянием за личную свободу. Аманда заставляет Тома пить кофе со сливками, потому что оно полезнее для желудка, в то время как он пьет только черный. Мать и сын будут продолжать комичное противостояние, двигая стол ближе к себе. Это метафоричное перетягивание каната на свою сторону каждое утро завершается скандалом с хлопаньем дверей. Когда сын уходит на работу, она начинает обзванивать приятельниц. Аманда готова часа рассказывать одни и те же истории о своих бесчисленных ухажерах, которых, возможно, не было в действительности. Прошлое через призму лет привлекательнее настоящего, да и сама мисс Уингфилд была привлекательнее. 

Главный герой Том Уингфилд в исполнении Евгения Ткачука с ненавистью влачит монотонные будни продавцом в обувном магазине, но в любую свободную минуту пишет стихи, за что получил прозвище Шекспир. Взерошенный, нервный от  жизненных  неурядиц и внутренних  противоречий Том постоянно ищет предлог для скабрезности в адрес матери. Ему неуютно и невыносимо скушно в их "картонном" доме, в котором на фоне пустых стен стоит приторная розовая мебель. Из-за нее дом напоминает девичьи кукольный домик. Уходя на очередной киносеанс, Том оказывается на втором этаже дома, словно вырывается из маленького подземелья наружу. Он комментирует свои поступки и читает стихи, смотря сверху вниз, на совершенно пустую в своей суете жизнь сестры и матери. Его моноспектакль на втором этаже катронного дома - манифест  страдающего от непонимая романтика. 

Младшую сестру Тома, Лауру играет актриса Алла Юганова. Лаура - инвалид, но у девушки совсем незначительный недуг, врожденная хромота. Брат и сестра постоянно пребывают в раздумьях и грезах, от чего все их слова и действия происходят и произносятся, как во сне. Мать, Аманда Уингфилд пытается всеми силами заставить их проснуться от их метафизического дурмана. Героиня Марины Нееловой то заливается в истерике, то, наоборот, сглаживает острые углы в общении с подросшими чадами. Она пытается придать своей скромной жизни домохозяйки торжественность, которая делает ее еще более нелепой. Начинает говорить  витиеватыми фразами, строит  сказочные планы на будущее

 Наличие мечты как наличие души 

 Том собирается устроиться в торговый порт моряком, плавать по бескрайним просторам морей и океанов и сочинять поэмы. У Лауры тоже есть своя страсть — коллекция крошечных стеклянных зверушек, которая требует особо  бережного ухода. И поглощает всю ее жизнь. Лаура чаще говорит с безмолвными зверушками, чем с окружающими, которых она сторонится. Еще у Лауры множество музыкальных пластинок. Она слушает их часами напролет. Мечтательная, флегматичная, даже апатичная к жизни Лаура весь спектакль находиться, как под гипнозом, который сковал ее волю. Иногда ее застенчивость граничит с неврозом: девушка боится выйти из под брони собственного страха. То, что происходит за стенами  картонного дома, брата и сестру совсем не интересует. Наличие мечты свидетельствует о наличии души. Им важнее быть наедине с собою. Герои проживают спектакль, не откликаясь, на неслышимые истошные крики друг друга. 

Бокалы, полные дождя

Зачем окунаться в страсти бурного и суетливого мира? Не лучше ли поступить, как советовал Иосиф Бродский — не выходить из комнаты: «Зачем выходить оттуда, куда вернешься вечером / Таким же, каким был, тем более — изувеченным?» Но однажды к героям придет гость на званный обед: Аманда все-таки придумала, как устроить личную жизнь дочери, и Том вызвался ей в этом помочь. В какой-то момент зрителю покажется, что это отличный план вызволить Лауры из ее вакуумного царства. В незнакомце девушка узнает  юношу из школы. Более того, он когда-то называл ее «Голубая Роза» и, более того… 

Вечером после обеда начнется ливень. Бокалы на обеденном столе наполнятся каплями дождя, и стенам картонного дома придется непросто: удастся ли им устоять? Под угрозой окажется коллекция стеклянных зверушек. Крохотный хрупкий единорог, любимец Лауры, может утратить волшебство. И удастся ли стать как все его хозяйке?  Ведь она такая же хрупкая, как и главный обитатель ее зверинца, потому что у нее стеклянное сердце. 

Том больше не будет терпеть удушливой атмосферы дома. Он окончательно решает отправиться в странствие по морям. Том начинает свой прощальный монолог: «Я попытаюсь в движении обрести то, что утратил в пространстве». Картонный дом с его стеклянными обитателями- воспоминание главного героя.  Как все самое дорогое нам, что хранит память, воспоминание -хрупкий мираж. Том опускает занавес на свой рассказ, после чего созданный на сцене художником Еленой Степановой грустный романтический гротеск с помощью видео-арта рассыпается на мелкие осколки, похожие на калейдоскоп.

 

Фото с официального сайта Театра Наций