Пять актуальных инициатив студенческого омбудсмена

Пять актуальных инициатив студенческого омбудсмена

Уполномоченный по правам студентов в России Артем Хромов встретился со студентами МГУ. На этой встрече 26 февраля он в том числе сделал несколько программных заявлений. Самые интересные инициативы — в обзоре Gaude

1. О социальной сети студентов и работодателей

«Мы предложили сделать социальную сеть студентов и работодателей. Она предполагает, что с согласия студента в базу данных загружаются его отметки, внеучебная активность (спортивная, научная, любая), а также практики и стажировки, которые он проходил. Мы предлагаем, чтобы студенты оценивали работодателей: организации, которые будут получать низкие баллы, будут удаляться из системы с позорной меткой. Работодатели также будут обязаны оценивать студентов, в противном случае они будут «зависать». Получается некое социальное студенческое портфолио. Мне кажется, что эта идея очень хороша, потому что позволит студентам найти свое место на рынке труда».

 2. О вольных слушателях

«Мы хотим, чтобы все наши университеты, как и во многих странах мира, открыли свои двери для студентов из других вузов. Я недавно выступил с этой инициативой, сейчас мы прорабатываем технические моменты. Меня все упрекают: «Ой, бардак будет, безопасность под угрозой». Я отвечаю, что нет проблем: есть паспортные данные, давайте сделаем единую чипованную карту для всех студентов. Это легко сделать все. Единственная проблема в том, чтобы вузы были оснащены устройствами, которые позволяли бы проходить. Так их нет! Если удастся эту проблему решить, то студенты смогут спокойно посещать различные университеты».

3. О принудительном распределении выпускников

«Постоянно звучит тема принудительного распределения выпускников. Я категорический противник этой истории. Если вы хотите, чтобы студенты туда ехали, то сначала создайте там условия и сделайте это добровольным. Сделайте прозрачную базу данных со всей информацией. Студенты – романтики, многие бы поехали на время туда поработать. Но когда это навязано, то чревато неприятными историями, такими же, например, что и с целевым набором при поступлении».

4. О едином стандарте студенческого обеда

«Совместно с администрацией пищевого университета мы разрабатываем единый стандарт социального студенческого обеда. Если кто-то хочет жульен или фуагра поесть в столовой университета и такая возможность есть – welcome, это хорошо, не надо никуда идти. Но должен быть единый стандарт питания за определенную сумму, который был бы по карману студенту, адекватен, и на который бы не было сильной наценки. Мы понимаем, что такой стандарт должен учитывать интересы разных регионов. Планируем до конца лета это все сделать точно». 

5. О переводе российских студентов из иностранных вузов

«Поступили жалобы от наших соотечественников, обучающихся за рубежом и, конечно, ребят с Украины. Они жаловались на то, что в связи с прыгающим курсом рубля у них нет денег на продолжение обучения, спрашивали, возможно ли им перевестись в наши университеты. Сейчас это невозможно. Единственное решение проблемы – перевод на первый курс, по сути заново поступление. А если студент учится на старшем курсе хорошего университета? Должен быть предоставлен индивидуальный план обучения, но это не делается во многих вузах. Я направил проект в Государственную Думу с тем, чтобы разрешить студентам перевод на другие курсы. Можно по-разному относиться к политической ситуации, но она проста для студентов: наши соотечественники хотят продолжить обучение здесь и надо предоставить им такую возможность».

Бонус

Об общественной аккредитации вузов:

«Во многих странах мира существуют системы, в которых общественные профессиональные структуры оценивают различные университеты. У нас этого нет, и это тоже большая проблема. Мы также будем с этим работать».

Об общественном рейтинге вузов:

«Я вхожу в законодательный совет Министерства образования, которому доверили проводить рейтинг вузов. У нас до сих пор нет нормального рейтинга вузов, и это большая проблема. Те рейтинги, которые сейчас существуют в мире, направлены на экспертную оценку.  Но и общество должно тоже высказывать свою позицию. Нам нужен рейтинг, который будет направлен на абитуриентов и родителей. Мы хотим его создать и совершенствовать. Я буду эту деятельность координировать».