Мерзлая вишня: «Вишневый сад» Владимира Мирзоева

Мерзлая вишня: «Вишневый сад» Владимира Мирзоева
«Вишневый сад» Владимира Мирзоева на сцене театра им. Пушкина — одна из заметных премьер прошлого театрального сезона в наступающем вновь явит зрителю трагедию чеховского «Сада», которая предстает подлинной катастрофой. Созданная в серо-синих тонах постановка леденит воображение зрителя. Роль Раневской играет железная леди Виктория Исакова, Лопахина — начинающий актер Александр Петров, а Гаева — Максим Виторган.

                                 "Железная" Раневская и Лопахин-шут

Режиссер Владимир Мирзоев и сценограф Александр Лисянский помещают героев чеховского «Вишневого сада» в мрачное пространство в серо-синих тонах. Нет никакого усадебного быта и даже намека на то, что где-то неподалеку растет ослепительно белоснежный вишневый сад. К приезду Раневской из Парижа сад уже умер, героям лишь осталось это заметить.

Раневская в исполнении Виктории Исаковой — не романтик-меланхолик, оторванный от реальности и живущий иллюзиями, наоборот, трезво понимающая ситуацию хозяйка усадьбы. Это не Раневская Ренаты Литвиновой из «Вишневого сада» МХТ им. Чехова режиссуры Адольфа Шапиро. И не женщина эпохи декаданса, как хрупкая Раневская Ксении Раппопорт в петербургском «Саде» Льва Додина. Мирзоевская Раневская про здесь и сейчас. Она понимает, что попытки спасти что-либо тщетны: сад продадут за долги. И она принимает это.

Брата Раневской Леонида Гаева играет Максим Виторган. Его образ в спектакле -  интеллигент-романтик, который живет прошлым и сам, как и сад, нуждается в защите. Гаев Максима Виторгана больше похож на огромного добряка, который все еще не вышел из детства. В обтянувшей голову вязаной шапочке с ушками медведя, Гаев сидит перед картонной коробкой с мягкими игрушками и играет с сам собою, в то время как Варя и Аня пытаются серьезно поговорить с дядей о судьбе сада. Роль купца Ермолая Лопахина отдана молодому актеру Александру Петрову, недавно окончившему режиссерский факультет ГИТИСа.

 Александр Петров в роли Лопахина очень юн, что подчеркивает его неопытность и горячность в принятии решений. Он постоянно поправляет Любовь Андреевну: просит называть его просто по имени, а уважительно Ермолай Алексеевич. В знаменитой сцене, когда купец озвучивает свой план выхода из долгов: сдавать в аренду землю сада, у него на носу надет поролоновый красный клоунский нос. К тому же постоянно волочится за ним в его полный рост связанный шарф. Эти детали придают Лопахину комическую трагичность, означая, что и он на самом деле не понимает, что ему делать с вишневым садом.                                                                                 

                                                                                                                Вишнетерапия 

Спектакль начинается со сцены, где Лопахин, ожидая приезд Раневской из Парижа, читает пьесу «Вишневый сад». Герой читает пьесу сам про себя?! Да. Скорее всего, так режиссер подчеркивает, что именно в цепких купеческих руках находится будущее сада. Его судьба уже написана. Зрителю предлагается посмотреть в прошлое, как именно происходил этот распад. Распад между усадьбой и ее владельцами.

 И все-таки вишневый сад заявит о себе в спектакле. Он появится в виде опустившихся откуда-то сверху капельниц, которые подведены к руке каждого героя. Наполненные то ли бордовой бутафорской кровью, то ли слезами и всем что осталось от вишни, капельницы не смогут вернуть сад к прежней жизни. И терапия для его хозяев, уже прежних хозяев будет напрасной.

Ощущение краха

«Вишневый сад» Владимира Мирзоева поставлен на невероятном нерве, нерве той эпохи, в которую не вписывались хорошо известные нам герои: Раневская, Гаев, но и Лопахин чувствует себя неуютно в наступающем новом времени. Нагнетает обстановку игра теней, которую на сцене вместе с героями устраивает художник по свету Нарек Тумаян. Световые лучи от прожекторов и пронзящая слух сирена, сопровождают ключевые мизансцены постановки. Трагичны и страшны второстепенные герои «Вишневого сада», которым в спектакле роль отведена наравне с главными персонажами. Фокусница Шарлотта Ивановна, ее роль исполняет Вера Воронкова, в смокинге, в огромной пышной и растрепанной огненно-рыжей шевелюрой завораживает демонстрацией своих чудес. Она заставляет левитировать галстук, выпрыгивать из таза колоду карт. Шарлотта вместе с Епиходовым, которого называют «тридцать три несчастья», показаны в спектакле как предтечи или буревестники надвигающейся бури. Епиходов, его играет Сергей Миллер, постоянно ходит с тазом, в котором у него револьвер. Епиходов чуть не пристреливает своего соперника лакея Якова, из-за безответной любви к Дуняше, но ему мешает Шарлотта, в руках которой внезапно оказывается ружье. Появление призрака утопленника Гриши, сына Раневской, герои даже не замечают. Когда Варя и Аня говорят о Париже, думают о том, как спасти сад, к ним подходит мальчик лет десяти в матроске и ложится им на колени. Потом появляется еще один Гриша откуда - то из темноты. Быть может, будь жив этот мальчик, единственный наследник усадьбы, ее судьба сложилась бы иначе? 

Сцена с двумя похожими, которые просят у Раневской «подать им копеечку», больше напоминает отрывок из кошмара. Двое мужичков в тулупах и ушанках пугают своим внезапным появлением героев, затем, как рэп, начинают читать громко и устрашающе несколько строк из «Размышлений у парадного подъезда» Некрасова.

 Во время торгов вместо привычной сцены, когда герои ходят по усадьбе говорят о пустом, нервно, с заламыванием рук, в «Вишневом саде» Владимира Мирзоева герои отправляются купаться на речку. В полосатом купальном костюме на берегу сидит Епиходов, смотрит вдаль через огромный бинокль, словно вглядывается в будущее, которое неумолимо надвигается на героев.