Один против машины нацизма: фильм «13 минут. Эльзер»

Один против машины нацизма: фильм «13 минут. Эльзер»

По мотивам биографии человека, который в одиночку пытался взорвать Гитлера в ноябре 1939

Фильм немецкого режиссера Оливера Хиршбигеля «13 минут. Эльзер» включен в программу «8 с половиной» 37-го ММКФ. Это историческая драма-байопик о судьбе и характере Георга Эльзера, обычного плотника из Кенинсборна, который в одиночку решил остановить зло и надвигающуюся войну: он покушался на жизнь Гитлера в ноябре 1939 года.

Георга Эльзера 8 ноября 1939 года задержали на швейцарской границе. При обыске у него нашли план зала, где в этот день в Мюнхене с торжественной речью выступал Адольф Гитлер. На воротнике его пиджака обнаружили значок Рот Фронт (символ сопротивления фашизму). В это время сработал часовой механизм в бомбе, заложенной под трибуну, с которой выступал Гитлер. Но Гитлер уехал за 13 минут до взрыва. Георгу Эльзеру не удалось изменить время.

Но он до своих последних минут не изменил главным принципам своей жизни. На допросах в гестапо Эльзер долго молчал и не сразу заговорил после пыток. Больше всего офицеры гестапо недоумевали, что у Георга не было сообщников. Они не могли не то что поверить, а даже допустить мысль, что это может совершить один человек.

Главную роль в фильме Оливера Хиршбигеля играет молодой актер Кристиан Фридель. Он воплощает на экране не сошедшего с ума одиночку, а интеллигентного юношу. Он устал смотреть, как пришедшая к власти национал-социалистическая партия во главе с Гитлером расправляется и со своими идеологическими противниками, и с верующими, и простыми немцами, которые по разным абсурдным причинам объявляются «виноватыми». Поступок Эльзера показан режиссером как жертвоприношение во имя свободы. Свободы других. Сложно поверить, что Георг Эльзер думал о себе, если при всем рассчитанном по секундам плане покушения он совершенно не позаботился об удачном побеге из страны.

Герой Фриделя истинно верил «что насилием нельзя ничего добиться». Его внутренний протест, вылившийся в итоге в покушение, был даже не против властей или конкретных убеждений, он «хотел быть самим собой». Сетовал: «почему нам не дают быть такими какие мы есть?!« — эти слова, он, например, он произносит из-за невозможности жить с любимой женщиной Эльзой.

Исполнитель главной роли Кристиан Фридель знаком зрителю по фильму оскароносного режиссера Михаэля Ханеке «Белая лента», за которую режиссер получил свою вторую «Пальмовую ветвь» Каннского фестиваля в 2009 году. Фридель у Ханеке тоже главный персонаж. Молодой сельский учитель, недавно вышедший из университета. Между обоими персонажами, которых сыграл Кристиан Фридель, обнаруживается интересная параллель. Новый герой актера, Эльзер, словно прорастает из предыдущего. В «Белой ленте» события происходят накануне Первой мировой. Школьный учитель становится свидетелем жестоких убийств и странных покушений. Он начинает самостоятельно расследовать происходящее. И приходит к ужасающему выводу, что, возможно (окончательного ответа нет), это подстроили дети, в глазах которых просматривается поражающая жестокость. Основная идея «Белой ленты», что именно большинство этих детей станут взрослыми к 1930–40 годам. Они станут поколением Гитлера. Вот и получился связующий между этим поколением герой Кристиана Фриделя.

Георга Эльзера режиссер «13 минут» Хиршбигель в своем фильме показал как человека, который всю жизнь отстаивал самую главную потребность, он вложил ее в уста Эльзера: «Если человек перестает быть свободным, он становится мертв». Жизнь, история любви с замужней женщиной, взаимоотношения с друзьями и семьей и самое главное — страсть к музыке, которая всегда была и осталась для Эльзера спасением, показаны между допросами в гестапо. Кадры счастливой, свободной деревенской жизни сменяются темными, полными крови и ненависти кадрами пребывания в камере, затем кадрами приготовления покушения.

Оливер Хиршбигель показал певца свободы через образ певца-музыканта. Герой Фриделя часто напевает какие-то мотивы, окрылен ли он чувствами первой любви или стремится не поддаться жестоким допросам. Он играет на баяне и гуслях, чем вечерами подрабатывает в родной деревне. Любовь к музыке он не утратил и спустя пять лет заключения. 9 апреля 1945 года в лагере Дахау, который всего через несколько дней после его расстрела освободят, он напевает под волшебную мелодию гуслей. Все это время музыка спасала его. Она символизирует, что ни он, ни его взгляды не изменились.

Эльзер остался прежним. По-прежнемуиз-под копны вьющихся волос он смотрит добрым и умным взглядом. Хотя он уже давно не молод, и нет копны вьющихся волос, но режиссер хотел, чтобы Эльзер запомнился зрителю таким. Человеком, который хотел справедливости, предчувствовал начало страшной войны, которая грозила гибелью миллионам, и хотел это предотвратить. Его замысел по чистой случайности обернулся крахом. Но имя Георга Эльзера и его поступок запомнила история, чему режиссер Оливер Хершбигель и посвятил свой фильм-«13 минут. Эльзер».