В Самаре "Хрюши против" просроченных продуктов в сети магазинов "Ближний"

В Самаре "Хрюши против" просроченных продуктов в сети магазинов "Ближний"

В торговом зале погас свет. Холодильники с продуктами закрыли плотными серыми занавесями. Покупателей просят покинуть магазин. До закрытия еще три часа, но это мало беспокоит работников. Их главная проблема– группа людей, отказавшихся покидать магазин. Они методично обыскивают полки магазинов, внимательно разглядывают упаковки товаров и складывают отдельные продукты в тележки. Охранник мрачно наблюдает за ними, но не вмешивается.


Эти люди – представители общественной организации «Хрюши против».

Организация была основана в 2010 году в Москве при поддержке правительства РФ. Позднее появились отделения и в других городах России, в том числе в Самаре. Цель "хрюш" - борьба с недоброкачественным обслуживанием в универсамах и супермаркетах. Для этого проводятся так называемые "очищающие рейды"– руководители и волонтеры приходят в магазин, в котором выявлены нарушения, и проводят чистку: убирают с полок просроченные и некачественные товары, общаются с руководством.

В одном из таких рейдов я приняла участие в качестве волонтера. В магазине сети "Ближний" по адресу город Самара, улица Аэродромная, 70 нашли просроченные продукты, и руководитель отделения "Хрюш" в Самаре Татьяна Абрамян приняла решение о проведении "чистки".


РАВЗЕДКА БОЕМ

В назначенное время волонтеры собрались у магазина. Кто-то должен сыграть роль тайного покупателя и купить в магазине просроченный товар, взяв кассовый чек: это послужит доказательством нарушений. Но вот незадача: всех "хрюш" продавцы знают в лицо. Идти должна я. Получив инструкции и подробные указания, где найти просроченное печенье, которое приметили во время проверки волонтеры, я вхожу в магазин.

На первый взгляд он производит приятное впечатление. Светлые просторные залы, аккуратные полки с продуктами, чистый пол. Просроченной пачки печенья на полке не оказалось: возможно, её заметили и убрали продавцы. Такое случается. Но, скорее всего, её кто-то купил. И чей-то ребенок выпьет чай с испорченным печеньем. Случается и такое, причем гораздо чаще, чем может показаться. Кто смотрит на сроки годности, когда закупает продукты после работы? И попадают в корзинку старые пряники, кислое молоко и прошлогоднее масло. Поэтому так важно найти и купить "просрочку": необходимы улики. Продолжаю поиски. Кто-то из волонтеров говорил про соки в маленьких коробочках, мол, срок вышел. И действительно: "Годен до: 05.05.2016". На календаре 17 мая. Беру сок и иду на кассу: пробьют или не пробьют?

Пробили. Правда, не обошлось без проблем. Кассовый аппарат не сразу согласился печатать чек, пришлось ждать, когда кассирша расправит ленту. Наверное, девушка удивилась, что покупатель терпеливо ждет чека на сок стоимостью 19 рублей. Ничего, то-то она удивится через пару минут, когда в магазин нагрянут хрюшки-волонтеры!

Возвращаюсь со своим трофеем. Еще одна вводная инструкция– и мы готовы начать. Операторы готовят свои камеры, чтобы заснять каждую секунду рейда. Заместитель руководителя Дмитрий Ермошенко начинает прямую трансляцию в Periscope– там зрители в реальном времени смогут следить за ходом проверки. Его трансляции пользуются популярностью, хотя зачастую приходится сталкиваться с негативными комментариями зрителей. Дмитрий на это отвечает "Хейтерам привет!" и улыбается в камеру. Он уверен, что организация занята правильным и нужным делом.


Под взглядом камер мы входим в магазин. Работники спокойны. Хотя поводов понервничать у них достаточно: в первые же минуты тележки волонтеров наполняются некачественными товарами.

На вверенном мне участке с конфетами и печеньем просроченными оказались не просто отдельные упаковки, но целые партии шоколадных конфет. Так же обстоит дело и в отделе напитков. Покупатели с интересом поглядывают на наши действия, но вопросов никто не задает. Все идет своим чередом. Пока не погас свет.

В полумраке слышны шутки и смех хрюш: их таким не удивишь.

Спорим, сейчас скажут, что у них электричество выключили! Сами же отключили! Сейчас жмурки начнутся!

Хотя, конечно, жутковато оказаться в такой ситуации. Как в каком-нибудь фильме про конец света. К счастью, свет отключился не везде, и нашей проверке ничего, в общем-то, не препятствует. Это скорее психологическая атака со стороны работников магазина. Они на контакт не идут, от камер отворачиваются, но и никого не трогают. Охранник все ходит кругами. Наконец подоходит узнать, чем мы заняты. Он явно не ожидал узнать, что весь собранный нами товар просрочен (а набралось уже немало – около трех телег).

- Все просрочено? Да вы же, получается, их работу за них же делаете! – он качает головой, разглядывая груду старых вафель в моей тележке.

Покупал ли он когда-нибудь испорченную еду? Кто знает. Но, думаю, в будущем он внимательнее будет смотреть на сроки.


БЫЛ "ТОВАР", ДА "ВЫШЕЛ"

Тем временем обстановка накаляется: кто-то из сотрудников магазина вызвал полицию. Наряд приехал оперативно, за считаные минуты. Оказалось, нас обвиняют в хулиганстве, якобы нарушаем порядок, кричим, работать не даем. Наличие камер видеонаблюдения никого не смущает, хотя они бы показали, что ведем мы себя прилично и в рамках закона. За этим особенно следит руководитель: нельзя провоцировать сотрудников, действовать мы должны четко в рамках закона и приличий, с уважением к работникам зала. Полицейские и сами видят: никакого нарушения нет, вызов ложный. Но возвращаться в участок рано. Для них найдется работа.

Директор магазина отказалась вскрывать просроченные товары и убирать их с полок. В таком случае в дело вступает полиция: они должны описать испорченные товары, составить акт, проследить за утилизацией. Для этого в магазин вызывают специального уполномоченного сотрудника.

А волонтеры продолжают работать: тележек уже шесть. В них соки, пиво, масло, кетчуп, сладости и даже детское питание. Пюре и кашка для первого прикорма стоят на полках магазина, и никого не волнует, что срок их годности истек несколько дней назад. Такие находки особенно злят Дмитрия. Он хмур, губы плотно сжаты. "Просрочку" демонстрирует зрителям в Periscope.

- Как вам такое? Стали бы покупать? Стыдно должно быть директору.

Рассказывает, что, к сожалению, очень часто в магазинах продают испорченное детское питание. Зрители откликаются возмущенными комментариями. Что же, сотрудники совсем не следят?!

А сотрудники между тем переменили свое решение. В присутствии полиции они оказались готовы пойти нам навстречу и мирно утилизировать товар. Они торопятся найти коробки, договориться с полицией, разрешают нам самим вскрывать товары. Видно, что люди хотят домой: рейд идет уже второй час. Взяли их, так сказать, измором.

Хрюши же усталыми не выглядят. Оператор Леонид придумывает эффектные кадры для будущего ролика. Тут не обойтись без постановочных трюков. Эффектно брошенная в корзинку бутылка, забавная фраза– все идет в ход. В первую очередь, люди хотят шоу, и мы им его дадим. Тележки выстроены змейкой, волонтеры сгрудились и слушают, что предложит неугомонный оператор.

- Никита, позируй! – Бородатый Никита охотно изображает томную диву на фоне просрочки.

- Раз, два, три! – И Никита зайчиком впрыгивает в кадр.

- А теперь дружно, паровозик!– И мы покорно берем друг друга за талию и старательно изображаем поезд, лавируя между тележками.


"МЫ ИСПРАВИМСЯ"

Поиск творческих решений прерван грубой реальностью: сотрудники готовы начать утилизацию. Вскрывать товар необходимо для того, чтобы он не попал обратно на полки после нашего ухода. Пятнадцать минут в магазине слышны только шелест разрываемых упаковок и "чпоканье" пивных бутылок. Зрители трансляции разделились на два лагеря. Одни торжествуют, поздравляют, передают приветы. Другие возмущены, ведь столько еды пропадает! Дмитрий терпеливо объясняет, что просроченный товар нельзя употреблять в пищу, но некоторых комментаторов не переубедишь. Обмен любезностями краток. Некогда пререкаться, нужно дело делать.

А дело подходит к концу. Товар утилизирован, полиция отправилась восвояси, и нам тоже пора уходить. Директор магазина останавливает нас у выхода.

- Спасибо вам, правда! Мы исправимся.

- Вам спасибо. Надеюсь, больше мы не увидимся.

Ведь новая встреча будет означать, что директор свое обещание не сдержала. Такая вот примета: в хорошем магазине хрюши не водятся. 

РЕПОРТАЖ ПОДГОТОВИЛА АЛЕКСАНДРА ПИПИЧ