Итоги года: русская музыка от «Прованса» до Zorge (видео)

27 Декабрь, 2011

С каждым годом следить за русской музыкой становится все интереснее. Мы выбрали 12 самых знаковых композиций этого года и вспомнили, что говорили их авторы нашим корреспондентам, о том, что происходит с ними и с музыкой.

«Браво» – «Нет Предела»

«Браво» были первыми настоящими западниками среди московских рокеров. Ими они остаются и по сей день. Во всяком случае, на альбоме «Мода» вместе с рок-н-роллом и свингом, для «Браво» стандартным, присутствовала вот эта песня, больше напоминающая даже не любимых Евгением Хавтаном The Smiths, а, например, Manic Street Preachers – пафосный текст, медленный ритм, расслабленное настроение – так должен был звучать не случившийся русский бритпоп.

Прямая речь (Евгений Хавтан, гитара, вокал): «Альбом мы записывали в Москве, в гараже моего загородного дома. А в Лос-Анджелесе мы делали мастеринг и сведение. Почему там? Потому что у нас нет звукоинженеров, которые могут сделать это хорошо. Во всяком случае, я таких не знаю»

 

ДДТ – «Свобода»

 

Юрий Шевчук, в последние два года, больше мелькавший в политической хронике, неожиданно выпустил самую сильную и интересную пластинку за десять лет. А песня «Свобода» отлично годится на роль «программного произведения», способного стать и «Ветром» и «Осенью» для поколения айфонов.

Прямая речь (Юрий Шевчук): «Мы будем рады, если к нам на премьеру альбома придет Путин. Сделает замечание – не обижусь. Я люблю конструктивную критику…»

Елка – «Прованс»

«Прованс» – с поправкой на наши реалии можно считать «русской Umbrella». Песня про пилотов и самолеты стала, наверное, первым за долгое время российским поп-хитом, в котором музыка и текст были на равных, слово «аранжировка» не было пустым звуком, а присущие российскому попу пошлости отсутствовали в принципе. С хитом Рианны «Прованс» еще роднит и то, что ни на одну из песен последних лет не делали столько каверов: от панков до Марата Гельмана в пермском дворике (см. ниже)

Прямая речь (Елка): «Я горжусь этими  песнями. «Прованс» в принципе стал поворотным событием в моем творчестве. Это музыка для веселья, абсолютно легкая музыка. Я услышала песню и сказала: «Я хочу такое спеть», я этим всех удивила. И безумно рада, что эта песня мне попалась, потому что она изменила и меня, и мое отношение ко многому»

Игорь Растеряев – «Георгиевская Ленточка»

Растеряев оказался единственным артистом, народным и по форме, и по содержанию, который смог удержаться в этом году и от поддержки сомнительных кремлевских движений, и от площадного кликушества. Но его «одиночный пикет», спетый под аккордеон на фоне русского поля, выглядит намного убедительнее и ни разу не похож и на лубочного Петра Налича, и на вечно недовольного Шевчука.

Прямая речь (Игорь Растеряев): «Георгиевская ленточка» - это песня о восприятии поколением Дня Победы. Восприятие людей, которые не плохие, нет. Просто они в силу каких-то обстоятельств были лишены возможности общения с ветеранами Великой Отечественной Войны.»

«Кирпичи» и Нина Карлссон – «Корпорация Амстердамских стрелков»

Ставший теперь семейным дуэт Нины Карлссон и Васи Васина стал, наверное, самой внятной и приятной записью «Кирпичей» за нулевые. Аккуратный лаунж-хип-хоп, на фоне которого он и она поют очень личный гимн Петербургу: «Пока течет Нева, пока течет Нева».

Прямая речь (Нина Карлссон): «Возможно, мои песни по духу питерские. Ведь в них есть ощущение воды, воздуха… А вообще дело, наверное, не в месте. Я не представляю в определенный момент какое-то пространство три на два метра. Я легко живу где угодно»

Кирпичи - Корпорация Амстердамских Стрелков

 «Обе Две» – «Милый»

Бойкий девичий поп-рок про «любовников» и «подоконники» звучал в этом году буквально повсюду. Вокалистка Катя Павлова с лицом молодой Пугачевой и повадками всей группы «Пеп-си» разом показала, как можно, игриво топая ножкой и от души кривляясь, источать буйную сексуальную энергию, которая заряжает клубы и концертные залы от Москвы и до Владивостока. Альбом «Знаешь, что я делала» дал еще 2 хита помельче, девочки в клипах плачут и смеются – всем хорошо на празднике музыкального гедонизма и сексуальной распущенности. Неизвестно, будет ли этот праздник продолжаться дальше – а многие говорят, что не будет – но то, что на фоне общего кризиса музыкальных ценностей, неожиданно засияла девичья рок-музыка в ее исконном понимании: женственная и сексуальная – не может не радовать.

Прямая речь (Катя Павлова, вокал): «Я не понимаю, почему этой песне постоянно подпевает целый зал. Мне кажется, нужно быть выше всего этого. В этой песне нет романтики, а есть что-то низменное»

«Петля Пристрастия» – «Диктор»

Русскоязычный пост-панк, за который не становится стыдно. Чудаковатые белорусы, которых большинство знает по фрик-поп-группе «Кассиопея» записали очередной альбом отчаянных и коротких песен, от которых бросает в дрожь и которые легко растащить на цитаты. «Диктор» здесь самый явный пример: «Истощился запас умения брать верх над собой» – это лицо и «Петли», и хорошего русского рока в целом. Как правильно выразился Александр Горбачев из «Афиши»: ее даже вскрывать не надо, она это делает сама – причем, с завидным постоянством.

Прямая речь (Илья Черепко-Самохвалов, вокал): «Ну да, это «интровертская» музыка. Но, если бы я мог, то, конечно, занялся бы развлекательной музыкой, не говоря уж о манифестах... Но, если уж решил публично ковыряться в себе, то надо быть готовым к реакциям типа «полное дерьмо», «это все наркотики», «ни фига не понимаю» и «да кому это сейчас нужно!». Всеми любимым быть не получится. Очень низок процент вероятности того, что станешь исполнителем вселенского масштаба, но все это ерунда, если тебе действительно нравится этим заниматься.»

Animal ДжаZ – «Падать вверх»

Альтернатива с человеческим лицом. Animal ДжаZ сделали эффектный шаг в мейнстрим и от этого только выиграли. Завершающая альбом «Падать вверх» с полуцитатами из Sugar Ray и соло виолончели в конце – одна из самых светлых песен 2011 года.

Прямая речь (Александр «Михалыч» Красовицкий, вокал): «Когда ты стоишь перед пафосным залом и только открываешь рот, а при этом поешь о любви... Я вспомнил 65-летие победы. Стоит то ли Лещенко, то ли Кобзон под фанеру – это нельзя было не заметить — поет «День Победы». Ужас. Про великие вещи надо петь великим образом: вживую, срывая связки, что про любовь, что про войну. Чтобы к такому прийти, я должен потерять всякий интерес к тому, чем я занимаюсь в жизни»

13 - Falling Up by ANIMALJAZZ

NRKTK – «Не Говори Со Мной»

Электронные террористы, авторы песен про тапки, Кобзона, Иисуса и сатану, в этом году хотели, но так и не выпустили альбом, зато записали «Не говори со мной» – мощный рейв-рок в духе начала девяностых с вокалом соул-дивы и не без оглядки на последние новости: «Где моя мобила? Долой нах** диктатуру!».

Прямая речь (Евгений Горбунов, гитара, вокал): «Дьявол – это неотъемлемая часть молодости, он повсюду следует за тобой, и это вовсе не плохо. Дьявол помогает тебе быть вменяемым, искушая тебя. Ты познаешь с ним больше. Одного божественного присутствия недостаточно, в современном мире тебе надо дружить с обоими, именно поэтому я сделал себе футболку с надписью God save Satan!»

On-The-Go – Fall Asleep

Тот факт, что песня Fall Asleep была сделана квинтетом из Тольятти в студии под Москвой уже удивителен. За десять лет мы привыкли к качеству записи и тому, что можем петь по-английски без акцента. On-The-Go доказали, что можно делать нездешнюю музыку без местечкового налета, с сочными аранжировками, духоподъемными клавишными и стройным фальцетом. К тому же тольяттинцы доказали, что Россия все же стала частью мирового музыкального тренда: типичная песня 2011 года примерно так и звучит.

Прямая речь (Юрий Макарычев, вокал): «Мы никогда не писали песен на русском и представить подобную вероятность в нашем случае довольно непросто. Поэтому сложно сказать является ли английский язык ощутимым препятствием. Просто не с чем сравнивать. Прочувствовать же композицию каждый волен по своему, в зависимости от того, насколько он готов в нее погрузиться. Порой слушатель может найти в композиции гораздо больше смысла, чем сам автор в нее закладывает. Да и вообще необязательно знать конкретно взятый язык или же можно понимать лишь одну единственную фразу в песне и найти свое собственное понимание и восприятие. В этом скорее своя прелесть, нежели преграда»

On-The-Go - Fall Asleep by On-The-Go

Xuman – Panic

Аккуратный вестернизированный электропоп от московского квартета «пролетел» мимо и слушателей, и критиков. Первые их не поняли, вторые – пожурили за банальность и подражательство. Но такого хита, как Panic – именно что вылизанного, но с грувом – российской танцевальной музыке катастрофически не хватало. Тренда Саша Xuman – создатель лейбла, который выпускал и Pompeya, и On-The-Go – не создал, зато записал отличный летний хит. Ровно на один сезон.

Прямая речь (Саша Хьюман, вокал, Гитара): «Набаловались все рок-н-роллом, сколько можно уже (смеется)! На самом деле, он никуда не уйдет: возможно, немного деформируется, мутирует или просто отодвинется чуть в тень, под синтезатор. Сейчас такая тенднция: всем надоели бесконечные гитарные риффы, особенно в поп-музыке. А вообще нам тяжело отождествлять себя с каким-то стилем. Сегодня информационное пространство настолько разнообразно, что придерживаться каких-то четких ярлыков все меньше смыла»

Zorge – «Обригадо»

«Обригадо» звучит занавесом всей истории «человека мира» Евгения Федорова последнего десятилетия. Поблагодарив всех «за текиллу и за брют», взяв на коду вокалисток, Федоров спел и сыграл, наверное, самую трогательную и честную песню последних лет.

Прямая речь (Евгений Федоров): «Сейчас, по-моему, задача – не в том, чтобы все поймать, а в том, чтобы выжить как индивидуальность в этом потоке. Музыка – совершенно не та вещь, которая должна прогрессировать – это не «Айфон», не телевизор, не стиральная машина. Прогресс в музыке не возможен. Есть новые технологии в звукозаписи, новые инструменты. Но как способ подачи, способ передачи того, что через нас диктуется, музыка не меняется. Надо сохранить эту антенну»

Zorge "Обригадо"





Вход в систему