Обидное кино

Софико Арифджанова
19 Mar 2012




На факультете журналистики МГУ самое первое задание, которое получают студенты на основах журналистики, это законспектировать декларацию московской хартии журналистов. И обязательно хотя бы один семинар уделяется ее обсуждению. Казалось бы, зачем? В основном там прописаны элементарные моральные нормы, которые любой честолюбивый человек выполняет на бессознательном уровне: за свои слова отвечай своим именем, будь рассудителен, не ври. А между тем есть еще немало подобных документов, проводящих для журналистов четкую грань между «можно» и «нельзя». Особенной подробностью отличается Хартия Телерадиовещателей. Но и там все, в общем, одно и то же: не навреди коллегам, всегда проверяй информацию и никогда не искажай факты.

И только сейчас я поняла, что даже зрелым людям нужно подробно, почти дотошно объяснять, что такое честь и репутация. Более того: им нужно постоянно об этом напоминать.



15 марта в эфир телеканала НТВ вышел получасовой фильм «Анатомия протеста». Цель понятна: дискредитировать митинги «За честные выборы» и их лидеров. И цель эта вполне могла бы быть оправдана: интересно взглянуть на происходящее с новой стороны. Допустим, в какой-то мере, с огромной натяжкой можно оправдать и стиль фильма: без грязи, пошлости и загробного тона повествования «пипл не хавает». Однако использованные в фильме методы и аргументы (особенно их качество и честность) находятся на таком абсурдном уровне, что начинаешь сомневаться: а, может, это сделали специально, чтобы дискредитировать власть? Передергивания цитат, голые обвинения, фальшивые доказательства... Неудивительно, что создатели «Анатомии» так и не решились подписаться под фильмом. 

За какие-то жалкие полчаса они поставили жирное пятно не на своей репутации (свою они, считай, похоронили), а на репутации всей профессии в целом. Они пошли наперекор все тем принципам, которые уже на протяжении многих лет старательно закладываются в профессиональное самосознание молодых специалистов.

Телеканал НТВ ведь тоже подписывался под той демократичной Хартией телерадиовещателей. И одним фильмом он перечеркнул все, что было в нее заложено. Он будто показал, что все эти слова о чести и достоинстве больше не имеют какого-либо смысла. Отечественная тележурналистика снова скатывается до уровня пропаганды и рекламы. В очередной раз нравственность была втоптана в грязь. 

После просмотра «Анатомии протеста» я, конечно, тоже некоторое время возмущалась. Это было не просто возмущение: это была смесь непонимания и негодования. Но теперь я уже как-то остыла, и теперь мне просто обидно.



Вход в систему