Что значит «ГЭ» в названии экзамена

Юля Шубина
09 Jun 2012



Вся страна судорожно начала писать ЕГЭ. Выпускники и абитуриенты весь год, а то и несколько лет, готовили свой мозг к клипированому мышлению. И вот, наступает долгожданный момент. Нужно только выбрать один из четырех вариантов.

А) бюджет

Б) колледж

В) ПТУ

Г) платное образование

Есть еще бонусный – «иди работать» называется. И да, это важно – научиться правильно заполнять бланк. По-настоящему образованный человек всегда сможет написать четко свое имя печатными буквами. Если нет – твои варианты, скорее всего Г), что не удивительно, и бонусный. И ведь забавно: по результатам заученных заданий ты вполне можешь получить пропуск в Высшую школу. КИМ тебе в помощь, выпускник! И ведь учат в школе мыслить. «Как вы думаете, - спрашивает учительница по литературе, - Что могло сподвигнуть такого-то героя на такой-то поступок?». Ученики выдвигают свои версии, пытаются рассмотреть проблему с разных точек зрения. А потом учительница заглядывает в КИМ. А там – только один правильный вариант ответа. Поэтому Маша получает «пять», а все остальные – угадают в другой раз. А к ЕГЭ уже выучат.

Странное дело, мне это все напоминает мамины рассказы про уроки литературы в СССР. Но тогда выбор «правильного» ответа был обусловлен хотя бы присутствием идеологии. И никаких вам отходов от Маркса, Ленина и всех прилагающихся.

А теперь у нас, говорят, демократия. Я такое где-то слышала, по-моему, по ящику говорили. И, по идее, плюрализм мнений – это как раз про нашу чудо-страну. Но не тут-то было. Нужно выбрать правильный вариант.

А потом я смотрю на тех, кто этот «правильный» вариант выбрал. И получил по ЕГЭ «отлично». И поступил в ВУЗ. И не может связать двух слов, я уже не говорю о предложении или более или менее законченной мысли. Зато умеют хорошо запомнить что правильно, а что – нет. Чтобы не быть голословной, приведу пару примеров.

Когда я заканчивала школу, ЕГЭ был в новинку. Мы были всего третьим выпуском, который его писал. Результаты были разные, даже в моем маленьком городке. Кто-то, от кого ожидали блестящих результатов, написал этот тест с натяжкой на «отлично», кто-то, кто все десять лет ничего не делал в школе, получил «хорошо». Были, конечно, и ожидаемые оценки. Но тогда, шесть лет назад, большинство из нас просто не уcпело перестроиться на тест.

Один мой знакомый редактор заканчивал школу за год до меня. А потом сдавал ЕГЭ при поступлении на второе высшее. И во второй раз написал его в разы хуже. Что тоже странно. Вроде, и «мозгов прибавилось», как он сам говорит, и опыт пишущего журналиста за плечами, и книг прочитано с того времени столько, что на пионерский костер хватило бы точно. А ответ выбрать не может.

Напрашивается предположение, что дело как раз в присутствии мозгов. Вопрос задается сам собой. Как вообще можно ждать чего-то разумного от населения такой страны, в которой уже с 14 лет нам говорят, что правильно – а что нет? Если даже соцсеть не предполагает варианта «Мне не нравится».

После сказанного

Сейчас выпускники показывают гораздо лучшие результаты ЕГЭ, чем я или вышеупомянутый редактор. Но было бы странно предположить, что это – действительно лучше. Их готовят к расставлению крестиков в бланке лет пять – сначала к девятому, потом к выпускному классу.

Моя учительница русского языка и литературы, с которой я недавно виделась, говорит, что если действительно хорошо готовить учеников к этому тесту, то нужно посвящать ему все уроки. Есть еще вариант – репетиторство. Хотя, возможно, власть имущие решили таким способом дать возможность учителям заработать.

Хоть так.



Вход в систему