Об Интернете, контроле и перестановках в СМИ

Алексей Храпов
28 Jun 2012





В июне «Коммерсантъ-холдинг» покинул гендиректор  Демьян Кудрявцев, а из журнала «Большой город» ушел главный редактор Филипп Дзядко. Закрывается телеканал «Коммерсантъ ТВ» и журнал «Citizen K». Общественно-культурный сайт OpenSpace.ru серьезно меняет свою концепцию, а Познер ушел с «Дождя» на Первый канал. А помните смену состава совета директоров «Эха Москвы» несколько месяцев назад?

Караул, паника, тридцать седьмой год?

Соблазнительно видеть все в черно-белом режиме без полутонов и нюансов. Но мне на такое «немое кино» смотреть скучно. Добавим огонька.

«Коммерсантъ» и «Дождь» сейчас не опасные источники информации. Их читает средний класс, а не средний гражданин. Источники специфичные и сравнительно узко специализированные, серьезные вещи для тех, кто и так «в теме». И они пользуются авторитетом у сторонников умеренных преобразований, которые, вообще-то, должны были стать опорой канувшей в Лету модернизации.

Почти все СМИ, в которых сделаны перестановки — это не «орудие массового поражения» сознания: не НТВ, не Первый канал, не «Комсомольская правда». Обыватель никогда не будет готов читать абсолютно неразвлекательный, подчеркнуто деловой «Коммерсантъ».

Просто если нежданно-негаданно случится политический кризис и баланс сил окажется хрупким, то «перевесить» может любая «мелочь». А вдруг этой «мелочью» окажутся слишком смелые и массовые выступления в паре-тройке уважаемых СМИ «для среднего класса»? А ну как для бизнесменов именно это окажется «последней каплей» в решающем выборе?

Это стратегия. Даже в самых громких заявлениях оппозиции политический кризис видится ну ооочень призрачным и далеким. Молчу уж про комментарии экспертов, которые нередко вообще не видят причин для каких-то там потрясений.

Но  надо же подстраховаться. Мало ли. Лучше соломки подстелить.

Власть меняют, чтобы она не плодила коррупцию и произвол, а перестановки в СМИ делают, чтобы «смазать» и без того достаточно надежный механизм, а то мало ли, скрипеть начнет. Владельцы холдингов от такого мягкого обновления ничего не теряют, вот и соглашаются.

Положение главных редакторов тем более не из легких, им приходится считаться с реальностью, изредка делая легкие реверансы в адрес власти, подавая сигнал, что «мы не враги, мы видим ваше присутствие». Или просто вовремя останавливаясь.

Ничего из ряда вон выходящего, в общем. Это все не ново, не в Европе живем.

Новое слово

Где есть свежие интересности, так это в области Интернета. Оказалось, эта штука способна в считанные часы вывести на улицу тысячи людей. Да и вообще много чего интересного умеет делать.

Блоггеры пишут разные заметки, иногда метко и популярно. Твиттеров столько, что за каждым не уследишь. И анонимность еще, и прочие прелести. Теперь вот еще Алексей Навальный создает «Добрую машину пропаганды» и пишет, что большинство пользователей Интернета никак не соприкасаются с деятельностью оппозиции, при этом они доступны и им легко можно рассылать письма, беседовать, агитировать.  Ресурс Интернета не освоен политиками! И это действительно новая глава в развитии российского медиапространства.

Редакторы электронных СМИ хорошо знают, что «отдел не спит» и запросто выносит предупреждения.  И судебные процессы против блоггеров уже тоже были (чаще всего — если насолишь своими постами какому-нибудь местечковому царьку). Но такого внимания к Интернету, когда Путин за два месяца столько раз произносит слово «Интернет», сколько не произносил за десять лет? Не было такого! Вот он, новый рубеж.

Интернет контролировался вяло и «постольку-поскольку», а теперь приходит осознание, что нужны новые и очень результативные методы «работы» с ним. Старые методы, годные для традиционных СМИ, здесь не всегда подходят. Никого это не волновало, пока не стала видна мощь Интернета.

На закуску — про OpenSpace. Сайт будет меньше писать о культуре и станет общественно-политическим. Казалось бы, в чем подвох, что за разгул свободы? Мне кажется, ответ прост: разграничение аудитории. Уже известно, что проект не исчезает, а переезжает, заниматься им будет старая редакция. Сайт старой редакции, думается, будет еще менее политизирован. А новый общественно-политический OpenSpace будет неинтересен многим из тех, кого интересовала прежде всего культура. Мягкая корректировка.

И еще одно послесловие, «про тридцать седьмой год». Не за каждым событием стоит чья-то рука. Что-то происходит абсолютно случайно, что-то — по договоренности, мы на все это смотрим, делаем предположения и пытаемся понять, куда и откуда дует ветер перемен. Но не стоит забывать, что а) конспирологические и б) слишком «черно-белые» версии — чаще всего далеки от многогранной, сложной и неоднозначной реальности.



Вход в систему