Комиксы - миф или реальность

Игорь Зубов
30 Jul 2012




Чтобы сегодня встретить человека, который не знает, кто такой Человек-Паук, или Супермен, или Капитан Америка, или Железный Человек (и так далее, нужное подчеркнуть), надо основательно постараться. Уехать в Сибирь, где минимум 20 лет нет телевидения, а почту доставляют только летом. На вертолете. В июле. Если нет дождя. Комиксы – икона культуры США. Что же они значат для нашей Родины?

Вначале было слово

А когда-то все начиналось с почти благородных целей – просвещать простолюдинов в 16 веке, приближать их к учению Господа. Картинки размером с почтовый конверт носили религиозный характер и были понятны любому. Можно возразить, мол, наскальная живопись, на которой действия сменяются в хронологической последовательности, существовали уже многие тысячи лет назад. Но позвольте, далеко ли вы унесете скалу?

Позже на таких карманных картинках стали появляться истории писателей тех лет. Это были преимущественно смешные карикатуры или простые приключенческие рассказы. Но все поменялось, когда идея графического описания историй приживается в США в конце тридцатых годов двадцатого века.

То время было непростое для мира. Великая Депрессия, начало Второй Мировой Войны. США тоже пришлось не сладко, но на то время им не приходилось решать вопрос о существовании как таковом, прямая угроза уничтожения для США не стояла. Что было в 1939 году в Европе, знают все. Не до комиксов. На нашей Родине работали не менее талантливые карикатуристы и художники, среди которых известные Кукрыниксы, но они выполняли другие задачи. И кто знает, если бы Гитлер шел на запад до упора и через Океан, может быть, у нас появился бы свой Человек-Пароход или кто-нибудь еще. Но Супермен появился именно в США именно в 1938 году. А завтра была война.

«Золотой век» комиксов пришелся как раз на военное время, когда нашу страну разрывали на части одни силы и пытались сохранить другие. Вместе с Суперменом на заре этой эры появились всем известные Бэтмен (1939 год) и Капитан Америка (1941 год). Образы героев, которые почти без усилий справлялись с врагами, были простым и доступным способом показать всем жителям страны возможность победы Добра над Злом. СССР  того времени было не до развлекательных индустрий. После окончания войны популярность супергероев начала падать. Для поддержания интереса персонажей стали переносить во вселенные вестерна или хоррора, но эти попытки довольно быстро умирали.

 В 1956 году «Золотой век» сменился «Серебряным». Его ознаменовало появления Флеша и перезапуск старых серий с героями предыдущей эпохи. Чуть позже люди впервые увидят на страницах знаменитого Человек-Паук (1962 год) и сообщество супергероев Лига Справедливости (1960 год) издательства DC Comics. В противовес им Marvel создает Мстителей (1963 год), в котором возрождает Капитана Америку. Новый виток развития закрутился с невероятной силой.  Тем временем в СССР в том же пятьдесят шестом году, почти одновременно с дебютом Флеша, появляется детский юмористический журнал «Веселые картинки», существующий и по сей день.

Супергерои СССР

Герои «Картинок», как и положено персонажем комиксов, обладают необычными способностями. Так, Карандаш – гениальный художник, и все, что бы он ни нарисовал, становится настоящим. Знайка знает абсолютно все на свете. Самоделкин – робот. Он мастер на все руки и может починить любую вещь. У этих персонажей есть даже особое сообщество – «Клуб веселых человечков». Отличная идея и превосходная реализация для аудитории от 5 до 10 лет.

Три десятилетия спустя, аж в 1987 году, издательство «Русский язык» выпустит комикс по мотивам произведения Кира Булычева «Похищение Чародея».

Издание рекомендовано для лиц, изучающих русский язык. И вправду, графическая часть служит скорее для подкрепления несложных предложений, чем для создания стиля и атмосферы.

В 1992 благодаря украинскому издательству «Фотофильм» свет увидит сборник графических рассказов, напечатанных под единым называнием «Реаниматор». К сожалению, в руки попало только 2 истории из этого сборника. На передний план здесь выходит космос, кровь и смерть.
Почти типичные комиксы «Современной эпохи» комиксов США. Нарисованы с приятной глазу детализацией и даже неплохим сценарием.

Следующим произведением Кира Булычева, получившим воплощение в комиксах, станет «Агент КФ». Он будет издан в 2993 году с названием «Андрей Брюс Агент Космофлота».
Все бы отлично, но комиксы, основанные на произведениях хороших авторов, фактически лишены возможности развиваться. Использовать героев, как себе вздумается нельзя, а вдумчивый человек прочитает оригинальную книгу, вместо того, чтобы тратить время на урезанную и адаптированную версию.

Еще позже, в 1997, издается комикс по книге «Мастер и Маргарита» (издательство «Терра»). Выполнен в весьма своеобразном стиле: монохромная графика, изображения в основном лиц и фигур, и очень, очень много текста.

Старались как можно ближе придерживаться первоисточника. Но комикс этот рассчитан скорее на ценителя, чем на обычного человека. И читать его не ознакомившись с романом, практически бессмысленно.

 Быть или не быть?

Потом настанет период «полного радиомолчания», оборвавшийся в 2012 году. Этот год – год рождения современного отечественного комикса с собственным сценарием «Пантеон».

«Пантеон» хорош настолько, насколько может быть в условиях отсутствия национального интереса к комиксам. История про альтернативную Российскую Империю 1990 года, которая в 1812 после победы над Францией не ушла из Парижа, а объявила ее своей провинцией, весьма интересна. Все действие разворачивается на территории нашей альтернативной родины с завидным числом совпадений и заимствований. В какой парк аттракционов вы сходили бы в Российской Империи 80-х годов двадцатого века? В парк самого Адольфа Шикльгрубера, надпись над входом которого гласит: «Воображение освобождает». Кого-то напоминает, не так ли? А аббревиатура секретной службы так и вовсе проста – СС. И имена героев говорят сами за себя – Канцер, Кесарь, Белоснежка, Феликс, Мытарь, Голокость. Достаточно пробежаться по словарю и учебнику истории за 8 класс, чтобы все стало понятно. Интересно и отсутствие США на карте мира.

У «Пантеона» есть свой стиль оформления, который весьма симпатичен – первый выпуск выполнен в сочетании красных и черных оттенков смерти и крови и болезненно бледных желтых и бежевых цветов. Все очень органично и атмосферно. Философские отступления главного героя вписываются как литые в историю, где все пошло по-другому еще с момента распятия Христа. А в итоге выпуск этот получился интригующим и сочным. Хочется верить, что создателям будет улыбаться удача, и комикс получит все положенные ему выпуски у нас в России.

Но, тем не менее, можно с большой уверенностью заявить, что культура комиксов у нас является чем-то диковинным и не прижившимся. Так сложилось и исторически, и технически – кинематограф и мультипликация в России не ориентированы на доступную фантастику. Связка книги-фильм-мультипликация никак не вырастет в одно слово – Бренд. Это не изменить в одночасье. Это не изменить и завтра. С другой стороны, так ли нужная пародия на пуленепробиваемого летающего человека стране, которая является родиной Достоевского, Толстого, Булгакова и Гоголя? Я сомневаюсь.



Вход в систему