Важнейшее из искусств: вид изнутри



  
26 Aug 2012
Важнейшее из искусств: вид изнутри

Кто хотя бы раз в жизни не мечтал о карьере кинозвезды? Слава, гонорары, золотые глобусы, всеобщее признание… ну, и служение искусству, разумеется. Но люди, делающие большое (ну или хотя бы средненькое) кино кажутся далёкими, сам процесс временами мнится волшебным и недосягаемым. На самом же деле киноэкран значительно ближе, чем думают непосвященные.

 Путь на ту сторону экрана

Большие киностудии вроде Ленфильма до сих пор ждут, что предполагаемые массовщики ногами дойдут до киностудии, оставят на проходной свою распечатанную фотографию и краткие сведения о себе – для включения в картотеку. Ну, а через несколько лет вам, возможно, позвонят и пригласят сниматься.

Небольшие киностудии активно набирают людей в социальных сетях. Если «забить» ВКонтакте в поиск по группам слово «массовка», покажется целый список сообществ с объявлениями о днях съемок и необходимых типажах. Тут можно смело напрямую писать бригадиру массовки, указывая свой возраст, рост, вес и размер одежды, а так же день, когда вы хотите сниматься. Если вас никто не опередил, то роль прохожего, пассажира автобуса, человека из толпы или посетителя кафе - ваша.

 Съемочный день

Съемочный день – понятие крайне аморфное и сложное. Теоретически он начинается в 8 утра. Но это так, из области научной фантастики. Поскольку съемки накануне всегда затягиваются допоздна, реально какое-то конструктивное движение начинается зачастую не раньше 10.

Режиссеры бывают двух видов. Режиссер первого вида (редко встречающийся) точно знает, что за сцены он сегодня снимает и в каком порядке. Такой режиссер уверенно скажет своему помощнику (а помощник передаст бригадиру массовки), что массовка нужна во сколько-то часов, не раньше. В этом случае, актер массовых сцен может провести на площадке всего лишь 3-4 часа вместо 8, а то и всех 12-ти.

Режиссер второго вида – натура дико творческая. Если одна сцена не идёт, давайте начнем снимать другую. Или третью. Какая там у нас пятая сцена запланирована? Массовка может приехать к 8.30, ждать несколько часов, а потом окажется, что режиссер передумал и видит в кадре только главных героев, так что никаких прохожих не нужно. Тут, правда, стоит отдать должное бригадирам массовки – труд актёра массовых сцен оплачивается по факту приезда на площадку, безотносительно того, побывал ли ты в кадре.

Для актера массовых сцен съемочный день заканчивается часом расплаты. Стандартная зарплата за один съемочный день длинной в 12 часов – 500 рублей. Если было какое-то дополнительное условие (например – прийти на съёмки со своим большим чемоданом) или если съёмки продолжались дольше, чем планировалось, то оплата может оказаться больше.

 Актер массовых сцен или живая мебель?

Автор этих строк снималась чуть менее, чем в двух десятках различных фильмов и сериалов. Только по поводу одного фильма могу с уверенностью сказать, что там мы были актёрами массовых сцен, а не самоходными манекенами. Часто же режиссер вообще никак не общается с массовкой.

Однажды, мне пришлось быть офисным планктоном. Это был фильм о том, как террористы захватили бизнес-центр, переодели заложников в свои комбинезоны и замышляют что-то коварное. Массовку в количестве пяти человек позвали к 9 утра. В 10 приехала съемочная группа. В 11 нас повели к костюмерам и гримерам, переодели и загримировали. До 6 часов вечера мы сидели в креслах фойе первого этажа бизнес-центра, катались на лифте, исследовали двор, пили чай из большого термоса, заготовленного съемочной группой, слышали выстрелы где-то на верхних этажах и ждали, когда же мы наконец понадобимся.

Если вы считаете себя ленивым человеком, не склонным к деятельности, попробуйте ничего не делать 8 часов подряд! Никаких книг, никакого компьютера. Здание, от которого нельзя отдаляться (потому что ты можешь понадобиться в кадре в любой момент), кресла, лифт, двор. Разговоры с другими массовщиками. И они вовсе не скучные люди. Просто вы все напряжены, ждете, когда вас наконец позовут в кадр, и ничего не делаете.

Наконец, к нам пришла бригадир массовки с оператором, камерой и высоким штативом. «Ребята, будем снимать будто бы вид из камеры наблюдения - как вы утром идете на работу!». Мы сами придумали, кто из-за какого угла идет, кто с кем говорит и в какую дверь заходит. Всё было снято за 10 минут. Режиссера мы так и не увидели.

 Смотрите! Во-о-о-о-он там, с краешка мой затылок видно!

Итак, вы дождались, когда вас позовут в кадр; шесть, а то и восемь раз вышли из автобуса. Или двенадцать раз непринужденно прошли от подъезда до угла за спинами главных героев. Или посидели час-полтора в кафешке, на автобусной остановке, в привокзальном зале ожидания.

Кажется, вас даже должно быть довольно хорошо видно из-за худощавого главного героя, тем более, что сцена снималась в разных ракурсах… И вот проходит несколько месяцев, а то и год, фильм (или сериал) выходит в свет. «Массовщик» находит видеозапись в сети, он волнуется, перематывает и… оказывается, что от сцены, которую мучительно снимали в течение нескольких часов, осталось 30 секунд. И вовсе там «массовщика» не видно. Или видно, но только макушку или локоть.

Если же вас не вырезали при монтаже и вас даже более-менее можно узнать, не пренебрегайте удовольствием мучать всех друзей демонстрацией соответствующего киноотрывка, сопровождающейся возгласами: «Сейчас, вот сейчас… Воооон там, правее, не туда смотришь, да, воооон там я пробегаю на заднем плане! Видел, да?»

 

Служение важнейшему из искусств это не для всех. Надо обладать достаточным терпением и недюжей любовью к кино, чтобы часами ждать приглашения в кадр на несколько минут.

Ну, а в целом, съемки в массовке - довольно неплохая летняя подработка для в меру ленивого студента.