Милостыня VS доброта




Сколько раз в день мы сталкиваемся с тем, что нас просят "за просто так" дать денег? Как часто мы отзываемся на эти призывы о помощи? Почему? Иногда кажется, что люди разучились сочувствовать и помогать друг другу. Или "нуждающиеся" на улицах - это не показатель, а просто отдельная категория попрошаек?
Говорят, что мир не без добрых людей, но разве каждый, кто дал копеечку бабушке в метро - добрый? Что же движет нами, когда мы даем милостыню? Думаю, у любого человека найдется собственное объяснение своего поступка. Однако, я бы условно обобщила их таким образом:
1. Искренняя доброта, 2. Принцип, 3. Религия, 4. Суеверие.

Доброта
Как сложно выявить ее, понять, насколько она искренняя. Наверное единственным маркером для ее определения может быть ее недемонстративность. Ведь самое искреннее - сокровенно. Люди, желающие сделать хороший поступок, не будут кричать о нем во всеуслышание, собирать вокруг толпу и потом выслушивать, как его расхваливают: "Какой ты молодец! Как хорошо поступил! Ты такой добрый человек!". Человек тихо подойдет к бабушке в метро, даст денег, спросит, нужно ли ей еще что-то, улыбнется и на традиционное: Дай Бог Вам здоровья!, ответит: И Вам.... Сценарий действий, вряд ли будет точь-в-точь таким, ведь никакого шаблона, когда речь идет об искренности, быть не может. Скорее всего добрые люди будут помогать не только нищим на улице, но и своим друзьям, многодетным семьям и т.д., т.е. тем, кто не просит, не стоит с протянутой рукой. Добрый человек сам предложит помощь, а не будет ждать, когда его попросят. Причем помощь чаще будет выражаться не деньгами, а делами, вещами, продуктами.

Принцип
или правило может быть составной частью личного кодекса чести человека. Ты сам определяешь, что хорошо, а что плохо, со временем, а точнее с опытом и возрастом формируются принципы и правила, как поступать в той или иной ситуации. Такой кодекс есть, пожалуй, у каждого из нас, но степень его непреложности обязательности различается. Кто-то всегда старается вести себя в рамках своего кодекса, кто-то делает исключения и нарушает его, поддаваясь своим или чужим эмоциям. В соответствии с нашим кодексом чести, видя бабушку с табличкой: Подайте Бога ради на хлеб, мы определяем нужно помочь или нет. Возможно, кстати, у кого-то существуют какие-то критерии в отношении пола, возраста, степень инвалидности и т.п., и, согласуя ситуацию с ними, он принимает решение. Принцип может быть, к примеру, таким: Я даю милостыню каждому, потому что если человек просит, значит ему надо. И не важно, врет он при этом или нет., или обратным: Я никогда и никому не даю милостыню, потому, что все, так называемые, нуждающиеся - мошенники. Можно привести много подобных объяснений, принципов, ведь сколько людей, столько и мнений.

Религия
Милостыня - универсалия, которая присутствует во многих религиях и культурах. К примеру, в Исламе это - садака, добровольное пожертвование нуждающимся, милостыня. Подаяние, милостыня в христианстве - подтверждение заповеди о любви к ближнему своему. Но, что же на самом деле побуждает верующего человека поступать в соответствии с его религиозным законом? Страх перед Богом? Часто встречающийся мотив. Человек верит из-за страха. Он поступает согласно заповедям и правилам, потому что так надо, а не потому что он сам подумал и для себя решил. Он делает подаяния, но не из доброты и сострадания, а ради своего собственного спасения. Но если разобраться в универсальности такого явления, как милостыня в разных культурах, то станет ясно, что это было необходимо для поддержания баланса в обществе. Когда общество перестало быть одним родом, а ценность и прочность кровных уз уменьшила свое значение, появились люди, у которых не было близких родственников, если они становились нищими им некому было помогать, тогда был придуман социальный институт милостыни, помощи незнакомым людям. А затем появилась взаимовыгодность: подавая милостыню искупаешь свои грехи. Но, конечно, это лишь мое предположение.

Суеверие
Казалось бы, как суеверие может быть связано с милостыней? Религия и суеверие имеют много общего, так как и то, и другое основывается на нашей вере в сверхъестественные силы и определенные законы, а точнее закономерности мира. Зачастую люди дают милостыню из суеверия. Обычно так происходит, когда просят цыгане. Почему? Потому что все мы суеверные и привыкли считать, что цыгане умеют наводить порчу, сглаз и прочие проблемы. А цыгане, да и многие другие нуждающиеся умело пользуются людским суеверием и верой. Ну кто, к примеру, сможет отказать им на свадьбе, около ЗАГСа? Я была свидетельницей такого случая около года назад, на свадьбе у знакомых. Суеверные мамы молодоженов не могли отказать цыганским детишкам, а их маме тем более, а потому дали им в общей сложности больше пятисот рублей. И дело было вовсе не в доброте, и не в принципе, а в некой смеси православного долга и славянского языческого суеверия. От суеверности сложно избавиться, никому не хочется рисковать, а вдруг невесту или жениха сглазят и брак будет несчастливым?
Кажется, суеверие в русско-советской культуре повсюду. Недавно, к примеру, ожидая поезд на станции Площадь Революции, я наблюдала, как люди просто проходя мимо, спеша куда-то, как совершенно обычное, привычное дело терли собаке нос. Меня это поразило. Я не думала раньше, что столько людей трут нос этой собаке, да и не только собаке и не только носы. И я задумалась, почему и зачем они это делают, ведь это просто должно приносить удачу. Неужели всем и каждый день так нужна удача? Но нет, думаю, дело не в этом, а в все том же суеверии. Один раз потерев собаке нос, будешь тереть всегда. Потому что если вдруг не потрешь, может произойти что-то плохое. Вдруг удача действительно всегда была с тобой именно благодаря этому натертому носу? Не потрешь - уйдет. Страшно. Вот так мы и остаемся в плену у собственного суеверия.

Давать милостыню или не давать, мы можем решить сами в соответствии с нашими принципами, или религиозными законами, а вот искреннюю доброту к другим придется в себе воспитать.



Вход в систему