Почему вузы отказываются от иностранных языков?

Что дает знание иностранного языка?

1. Русский язык на сегодня не является международным. Грустно, но факт. Чтобы иметь доступ к профессиональной документации в любой области знаний (от математики и физики до юриспруденции и медицины) необходимо владеть английским, или хотя бы французским или испанским. Знание международного языка позволяет вам общаться со своими коллегами по всему миру. Американский студент может себе позволить не учить иностранный язык. Российский студент - должен знать один из международных языков.

2. Знание иностранного языка - это 50% знания собственного. Чтобы понимать свой собственный язык, владеть им свободно, необходимо знать один, а лучше два иностранных. Вы не сможете назвать ни одного не то что бы великого, а даже большого писателя, который не знал бы хотя бы один иностранный язык.

3. Без знания английского испанского или французского вы будете получать от жизни гораздо меньше удовольствия. Вам придется смотреть фильмы с переводом, а в путешествиях оперировать жестами. Конечно, сейчас на любом базаре мира понимают по-русски (мы ведь главные покупатели), но жизнь за границей - это не только базар.

Сколько часов точно хватит?

Есть общепринятые ожидания от человека с высшим образованием. Если вы по окончании вуза сдаете выпускной экзамен по иностранному языку - то это, как правило уровень Advanced. Речь не идет о филологических специальностях, где требования значительно выше (знание стилей, диалектов и проч.). Но если вы будущий журналист, юрист, математик или медик - вам не помешало бы свободное владение устной и письменной речью.

Для того, чтобы выйти на Adavanced с нуля, необходимо минимум 1000 аудиторных часов. Если вы поступили в вуз со знанием иностранного языка и сдали вступительные экзамены (обычно их уровень соответствует Upper Intermediate), то на весь курс вам необходимо 512 аудиторных часов.

Когда я закончил журфак в 1996 году, я достаточно владел письменным и устным английским. Я легко читаю общественно-политические газеты и журналы, могу вести деловые переговоры, взять интервью (при этом теряюсь в лексике ресторанного меню - все выучить невозможно). На это я потратил не менее 700 часов аудиторных занятий (и у меня был очень хороший преподаватель). На слово «аудиторные» следует обратить внимание. Здесь есть подвох, о котором ниже.

По мнению преподавателей с многолетним стажем, оптимальной является следующая схема. Все аудиторные часы идут в первые два года обучения: ударной дозой. На это есть две причины: на первых курсах у студента больше свободного времени и внимания, голова больше предрасположена к усвоению новых знаний. Кроме того, при большой плотности занятий, между ними язык не успевает «выветриться» из головы.

Почему вузы избавляются от иностранных языков?

Реальная картина преподавания иностранных языков далека от идеала. Где-то вовсе отменили их преподавание. Почему это происходит?

У вуза простая задача. Выпустить вас в мир с дипломом. И потратить на это как можно меньше денег. А курс иностранного языка - это трудоемкий и дорогой процесс.

Убрав из программы иностранный язык, вуз сильно экономит. Чтобы выучить язык самостоятельно (с помощью курсов или репетитора), вам придется потратить не меньше 100 тысяч рублей.

Что делать?

Необходимо понимать, что учебный план высшего учебного заведения состоит из трех компонентов:

  1. Федеральный. Это образовательный стандарт, определяемый для вашей специальности Министерством образования. Всякий мусор типа ОБЖ находится именно в нем. Вуз не имеет право сократить этот план ни на час.

  2. Региональный. Определяется региональными властями. Городским или областным комитетом по образованию. К примеру, это может быть курс «История Вологодской области».

  3. Вузовский. Это предметы, которые вуз посчитал необходимым включить в ваш учебный план.

Все три компонента в сумме должны быть не меньше некоего количества часов, которые прописаны в образовательном стандарте. К примеру, для журналистов это 8640 часов... И тут стоит сказать об уловке, на которую ради экономии идут практически все. Вуз имеет право до половины плановых учебных часов предоставить вам не в форме аудиторных занятий, а в форме «самостоятельной подготовки». То есть, если в вашем учебном плане есть 500 часов английского - скорее всего, это значит, что в аудитории вы проведете только 250, а остальные 250 вам отведены на выполнение домашних заданий и чтение книг. Даже если вы читаете этот материал поздним вечером, у вас, скорее всего, сейчас идут занятия по учебному плану. Только вы этого не знаете.

Вывод следующий: никто - ни администрация вуза, ни министерство образования, - никто кроме самого студента не будет действовать в его интересах. Если студенты не будут жаловаться и протестовать - то образование и дальше будет «дешеветь». Сократят количество лекционных часов, их будут заменять на «самостоятельную подготовку». Из программы будут выкидывать все, что ценно (и потому стоит денег): иностранные языки, русский язык, философию, логику и прочее. А в вузах останутся никому не нужные преподаватели «узкопрофильных» дисциплин, за которых на рынке труда не дают и ломаного гроша.

Студентам необходимо писать индивидуальные и коллективные жалобы на имя руководства вуза, города, министерства образования, привлекать к решению своих вопросов молодежные и студенческие общественные организации.

Даже если к вашим голосам прислушаются на одном из трех уровней власти и изменения в учебный план будут внесены, на вас они, скорее всего уже не распространятся. Плодами вашей общественной активности будут пользоваться идущие за вами поколения студентов. Если заботитесь о себе - интересуйтесь учебными планами до поступления. Там всегда можно увидеть количество реальных, аудиторных часов по каждому предмету.

Из программы будут выкидывать все, что ценно (и потому стоит денег): иностранные языки, русский язык, философию, логику и прочее.

ну не так категорично:)