Что меняют в СПбГУ


Татьяна Пшеничная
09 Dec 2010




В структуре СПбГУ грядут изменения. Правда, реакцию они вызывают неоднозначную.
В чем соль?
Еще в октябре прошлого года два главных российских вуза МГУ им. Ломоносова и СПбГУ получили особый статус. Новое положение этих учебных заведений предполагает назначение Президентом РФ ректоров вузов. При этом, вузы получают некоторую автономию в управлении собственной деятельностью. Так, например, теперь вуз может самостоятельно утверждать образовательные программы, не ограничиваясь рамками федеральных стандартов. Кроме того, вузы будут выдавать диплом собственного образца. Таким образом, СПбГУ выходит на новый мировой уровень, считают авторы закона.
Ректор СПбГУ Николай Кропачев в интервью университетским СМИ так комментирует новый статус вуза: «Решение о введении назначения ректоров СПбГУ, МГУ, федеральных университетов было правильным, но, к сожалению, запоздалым. Принцип назначения никак не ограничивает свободу ректоров, и уж тем более, самих вузов. Университетские свободы — это академические свободы, ректор же должен последовательно и эффективно распоряжаться федеральной собственностью, „переданной ему в управление“. В последнее время главный вуз Петербурга по тем или иным причинам мелькает в новостных лентах. Так, например, совсем недавно произошло назначение вице-премьера Алексея Кудрина на должность декана факультета искусств и гуманитарных наук. И вице-премьер, не смотря на свою занятость, согласился занять этот пост. Факультет, который возглавит Алексей Кудрин, является новым. До этого момента он существовал в форме
одноименной образовательной программы. Произвести подобное назначение позволила прежде всего новая система управления вузом»
Нравится она не всем. В конце августа в Интернете появилось видео-обращение к президенту РФ, председателя профсоюза «Универсант» Сергея Самолетова. В нем, кратко и весомо были предъявлены претензии к ректору. В частности в ролике говорилось о разбалансированности системы управления. По мнению Сергея Самолетова, полностью пропадает понятия «факультет» и «кафедра». «Ректор объединяет медицину с юриспруденцией, а биологию с менеджементом», — говорилось в видео-обращении. Кроме всего этого, сложилась непонятная ситуация со статусом деканов факультетов: «то есть решение деканов сделать проректорами, то это решение отменяется»
Изменения объяснимы
«К полномочиям деканов относятся традиционные академические вопросы: определение учебных стандартов, учебных планов. — продолжает Кропачев — И это правильно: декан — в первую очередь преподаватель, научный лидер коллектива факультета. Он возглавляет ученый совет факультета, в ведении которого находятся определение приоритетов научных исследований, конкурсный отбор преподавателей и т. д. Это, вообще-то „страшная“ должность. Потому что предполагает ответственность за все хозяйственные, финансовые, юридические вопросы. И, когда я предложил каждому из деканов выбирать, кем он хочет остаться — деканом или проректором, многие выбрали деканство».
Что касается факультетов, то по мнению ректора, «факультет, как главное структурное звено учебного и в значительной степени научного процесса, никуда не делся. Смысл происходящих изменений в том, чтобы сломать „берлинские стены“, выросшие между факультетами за последние годы. Сила настоящего университетского образования именно в его междисциплинарности, в том, что мы можем привлекать лучших специалистов даже не из смежных отраслей знания».
«Да, в Университете есть недовольные. И это нормально. Было бы странно, если бы в 50-тысячном коллективе все думали одинаково. У тех, кто с чем-то не согласен, есть право свою позицию высказывать публично. Но — обратите внимание — много ли таких публичных выступлений? Не анонимной переписки в Интернете, а настоящего выражения своей позиции, мотивированной, с готовностью ответить за свои слова? Практически нет», — так объясняет ректор негативную оценку изменений



Вход в систему