Что несет студентам новый закон об образовании (видео)

Что несет студентам новый закон об образовании (видео)

Сколько будет бюджетных мест и что может не понравиться студентам в новом законе об образовании? Gaude расскажет об этом в видеосюжете.

Видео (прямая ссылка на YouTube):

Что еще несет закон «Об образовании в РФ»?

Главный редактор научного журнала «Высшее образование в России» Михаил Сапунов логику принятия нового закона объясняет так: «За двадцать лет изменилось очень многое. Россия вступила в Болонский процесс. Появился частный сектор высшего образования, произошли другие процессы. Шли по такому пути: принимались отдельные постановления, которые включались в исходный закон „Об образовании“. Ясно, что он разбухал, наполнялся логическими противоречиями, и работать с таким законом стало невозможно».

Но закон, конечно, не сводится к чисто техническому обобщению всех внесенных поправок и дополнений. В него заложена определенная модель. По словам Сапунова, первые версии закона носили радикальный характер в духе чистого капитализма, но после общественного обсуждения многие нарекания были учтены.

не все в образовании должно измеряться доходом

Михаил Сапунов считает, что не все в образовании должно измеряться доходом: «Образование — это всеобщее благо. Министерство должно выступать как гарант этого всеобщего интереса»,—говорит он. Государство должно быть заинтересовано в том, чтобы выделять бюджет на такие уникальные специальности, как, скажем, музеология в РГГУ.

Аспирантура станет образовательной

Новый закон учитывает многие положения Болонского процесса. «Раз Россия подписала Болонскую декларацию, то и должна ее выполнять»,—комментирует Михаил Сапунов. Так, высшее образование становится трехуровневым. Теперь аспирантура будет считаться частью высшего образования, хотя раньше она в него не входила.

В аспирантуре будут меньше внимания уделять проценту написанных кандидатских диссертаций. Она станет принимать образовательный, а не исследовательский характер. А какие именно образовательные программы туда добавят, зависит от вуза. В этом есть смысл, считает Сапунов: «Я убежден, что аспиранта надо учить мыслить. Сейчас ему дают научного руководителя, который выступает как мастер, который передает умение из рук в руки. Но это оказывается не так. Мы видим это сейчас в безграмотных статьях, в терпимом отношении к плагиату… Это все от недостатка научной культуры. Наука — это особая область деятельности, которой нужно учиться и которой надо учить». Такие предметы, как академическое письмо, логика и методология научного исследования (не путать с идеологизированным аналогом в советских аспирантурах) могли бы быть очень полезны аспирантам.

Общий характер закона

Что касается структуры закона, то он носит общий характер. Многие детали на уровне федерального закона не учтены. Поэтому есть смысл следить и за подзаконными нормативными актами — например, приказами Минобрнауки, поясняет Михаил Сапунов: «Из этого закона мало что следует. Там не прописаны многие вещи. Зная, как это у нас все делается, было бы хорошо, чтобы это было прописано. Для надежности. Люди беспокоятся, что если в законе что-то не обозначено, об этом могут забыть. Но в принципе в федеральном законе необязательно прописывать все до деталей».

Ранее по теме: