Ужас и моральный террор


Николай Овчинников
08 Aug 2012


О чем думают те, кто все равно хочет стать журналистом




Завтра — точнее, сегодня — по всей видимости, завершится процесс над Pussy Riot. И за минувшие десять дней у меня родилось только одно чувство. Чувство гнусности происходящего.

За всю историю существования западной музыки мне сразу вспомнился только один яркий случай музыкальной уголовщины с религией. Это Варг Викернес (Burzum). Он сидел 16 лет за то, что убил коллегу. А еще за то, что жег церкви и фотографировал все это на обложку своего диска. Вообще, ему дали 21 год, то есть в три раза больше, чем изначально прочили Pussy Riot. Несложный подсчет дает нам результат примерно такой: за минутный танец в церкви у нас судят за полторы-две сожженных церкви в Норвегии. Сожженных не с целью прогнать при помощи бога нелюбимого правителя (а Pussy Riot в бога верят), а с ненавистью к религии как таковой. Конечно, можно посетовать на то, что в Скандинавии вообще детские гей-парады проходят. Проблема в том, что в той же Норвегии закон уважают до крайностей. Кстати, ее соседку Данию — со столь же высокой долей сексуальной распущенности и столь же высокой долей уважения к закону — сегодня вспоминали и на процессе: именно ее приводили в качестве позитивного примера адвокаты потерпевших. В общем, гнусно.

Процесс по делу Pussy Riot вызвал резонанс среди западных музыкантов. Те ринулись защищать своих коллег, перепевать их песни и даже молиться за них. Безусловно, даже если это и трендовый поступок, обусловленный конъюнктурой рынка — в любом случае, это правильный поступок. Но, черт возьми, где все они были, когда в 2010 году Центр «Э» подбирался к группе «Барто»? Почему они не давили своим авторитетом, когда Noize MC 10 дней сидел в спецприемнике? Когда милиция врывалась на концерты П.Т.В.П.? Когда скручивала и — говорят — била вокалиста «Психеи» (пусть и за не самую толерантную композицию)? В конце концов, пока шел процесс по делу Pussy Riot музыкантов из группы «Макулатура» успели оштрафовать за хулиганство: то ли они полицию обидели, то ли — Путина, так никто и не понял. И это уже воспринимается как данность. Или мера хайпа измеряется даже не творческими успехами (коих у того же Noize MC немало), а возможным сроком? Или жанром: в России есть, как минимум, один спорный процесс — по 6 мая — но все молчат, никто не просит разобраться. В общем, тоже гнусно.

Противники перформанса Pussy Riot активно выступали за то, чтобы суд был скорым и максимально жестоким. Их святая ярость требовала страшного — и показного — возмездия. У меня к ним тоже есть вопросы. Если вы их так ненавидите, то почему вы поддерживаете то, что вокруг них фактически сейчас строятся новостные сводки Интернет-сайтов и их даже стали показывать по центральному ТВ в начале выпусков? Если вас, как верующих, эта тема так оскорбляет, то почему вы не оскорблялись тогда, когда идеологи РПЦ превращали историю о мелком хулиганстве в кафкианский абсурдный процесс? Если вы считаете их глупыми или неразумными, то почему вы уделяете им так много внимания? А разумно ли вам следовать хайпу подкинутому СМИ? Уверен, будь тут возможность комментирования блога — любой треск и лязг по данному вопросу вызвал бы бурление веществ. В общем, вы все поняли.

Я не скажу, что я думаю по поводу Pussy Riot — это не важно. Важно то, что история про неочевидный и странный поступок превратилась в историю про стыд, ужас и моральный террор. Извините.




Вход в систему