Власть отказывается от «аккуратных» тактик

Алексей Храпов
11 Jun 2012



Если очередное шествие оппозиции пройдет мирно, то организаторам, конечно, всегда можно приписать какой-нибудь мусор на газонах. Напомню, что при любом нарушении порядка проведения шествия этим организаторам запретят подавать заявки на митинги и шествия на весь год. Но это не прекратит митинги, потому что сочувствующих оппозиции хватает, запретят организовывать одному — следующую заявку подаст кто-то другой. И даже весомые штрафы, можно предсказать, будут довольно легко собираться «всем миром». Значит, такая «аккуратная» тактика имеет изъяны.

Рядовых митингующих штрафовать, конечно, милое дело, но это не может быть выбрано основным оружием. Это как из рогатки по слону. Все 100 000 человек не оштрафуешь, это только дополнительный инструмент запугивания (как и угрозы об отчислении студентов).

О штрафах отдельно. То, что за серьезные нарушения в России до сих пор можно платить деньги порядка 100 рублей — несерьезно, конечно. И, возможно, штрафы бы и вправду надо повышать. Но, во-первых, начали именно с митингов и шествий, и остальные инициативы выглядят как запоздалые попытки оправдаться и замаскировать это. Во-вторых, предлагаемые штрафы непомерно большие. Они прописаны в фиксированных суммах, а посильность этих сумм для Москвы и для регионов сильно разнится.

Про поправки к закону о митингах говорят, что они не вводят ничего такого, чего не используется в Европе. Но, во-первых, поправки в основном — «сборная солянка» всех запретов и мер из европейских законов разных стран. Практически нигде не приняты все эти меры сразу. Наиболее строги Германия и Франция. Пресс-секретарь Путина Песков заявил, что несколько большая строгость нашего закона объясняется особенностями российских реалий. Но, вообще говоря, европейские беспорядки происходят чаще и заканчиваются не в пример жестче наших, и даже усиленное вооружение полиции не всегда помогает.

Вот что точно удалось — так это полностью отсечь возможность проведения любых «ОккупайЧто-нибудь». А остальное гораздо запутанней. Поправки — всего лишь инструмент, и кроме того, что ОккупайАбаю повториться не дадут, ничего однозначного сказать  нельзя.

Впрочем, обыски на квартирах оппозиционеров и приглашение прийти на допрос за час до начала Марша миллионов 12 июня — сигнал недвусмысленный. Скорее всего, в коридорах власти перевес получили сторонники более радикальных действий. Скорее всего, раз за разом будут создаваться все условия для того, чтобы «порядок проведения массовых мероприятий» был нарушен.

Хотя действия власти в последнее время и так не отличаются «аккуратностью». Количество протестующих делает малоэффективным мелочное противодействие исподтишка.



Вход в систему