Повод для недовольства


Алексей Храпов
25 Dec 2012

  

Прочитал отличный анализ, захотелось тоже поделиться своими соображениями. Комментарий, который я хотел оставить под постом, вырос в размышления о том, что влияет на градус протеста для разных людей.


«Антисиротская» поправка, мне кажется, больше беспокоит тот же «класс Болотной» и часть элиты. Часть элиты — потому что против детей готовы пойти не все. У нас даже министры в публичных высказываниях разошлись во мнениях по этой поправке. А среди «Единой России»(ну и не только) видим несколько депутатов, которые пропустили заседание или воздержались от этого открытого голосования.


Но это моральные вещи. Это не то, что будет беспокоить определенную часть населения. Многим абсолютно неважно, ценой чего именно мы «наподдали тупым американцам». «Ну и пусть в России остаются, у нас демография маленькая. Так этим и надо»,— скажет среднестатистический телезритель Первого канала. В тонкости политики он вникать не будет. Мы живем в стране с авторитарно-тоталитарной историей, где крепостное право отменили позавчера, а потому сложно представить, чтобы широкий протест был вызван бескорыстным возмущением подлостью, обманом или бесчестием.


Недовольство населения, скорее, будет обостряться реформами образования, ростом тарифов. В Омске на днях митинг против повышения тарифов в городском транспорте собрал около 400 человек. По московским меркам это немного, по петербургским неплохо, а по общероссийским — пожалуй, все-таки повод для упоминания здесь. Вообще, митинги по «социальным» причинам случались даже в эпоху «стабильности» (монетизация льгот). А сейчас будет более сложное время. Каждая ошибка в управлении «социалкой» — потенциальный протест.


А каждый «социальный» протест способен при стечении обстоятельств стать политическим. Мы видели пример в Калининграде, где в 2010 году митинг против повышения разных автоналогов, пошлин и тарифов на ЖКХ внезапно для всей России и для самой власти превратился в митинг против губернатора и Путина. Оказалось, ситуация назревала давно. Митинг собрал 10 тысяч человек (в 2010 году! в Калининграде!).  (Интересно, политологи опубликовали научные статьи с анализом этого события? Хотелось бы почитать.)


Ну, то есть, «социалка» у нас обостряется, «социалка» — такой фактор, который может привести к искрам протеста. Но специально, искусственно это разжечь никому не удастся, это исключено.


Важным условием перемен являются и расколы в элитах. Мы уже упоминали, что не все готовы пойти против детей. Кроме того, не все готовы пойти против себя. Депутата Геннадия Гудкова выгоняли из Думы тоже открытым голосованием, а ведь создавать такой прецедент депутатам было, думаю, не очень приятно. Они ведь не знали, остановят этот процесс потом или продолжат.


Вот так один раз заставишь проголосовать за изгнание депутата, другой раз — за запрет усыновления сирот, и каждый такой случай — пусть микроскопическая, но трещинка в монолите власти.





Вход в систему