Россия считается светским государством. Касается это и вузов. Что делать, когда религиозные правила идут вразрез с учебным процессом?
В медицинской академии имени Мечникова учится немало индусов и туркменов. «Учеба есть учеба, — рассказали в деканате по работе с иностранными студентами. — В официальные государственные праздники академия отдыхает. В иные — нет. Нашим ребятам не надо читать намаз (исламская ежедневная пятикратная молитва), они не ортодоксы». На восточном факультете СПбГУ некоторые девушки носят хиджаб (исламский женский головной платок). Самые ответственные мусульмане находят в перерывах свободную аудиторию и молятся. «Ортодоксов в диаспорах немного, — считает Олег Родзевич, директор по культурно-методической работе петербургского дома национальностей. — Иностранные студенты живут по законам государства, в котором они находятся. Проблема их адаптации утрирована». Порой иностранцы довольно-таки легко вписываются в русские компании. Известны случаи, когда саудовские гости с филфака отказывались от былых привычек. Когда зимой в общежитии отключили отопление, ребята грелись водкой вместе со всеми. В СПбГУ вспоминают и другой случай. Как-то кришнаит, принявший ислам, начал молиться в коридоре. Но, получив пару намеков, он отказался от этой практики. Божьи дома стараются помогать иностранным студентам. Например, в синагоге ежегодно проводят конференцию с главным раввином. Там же там есть программа «STARS» по изучению еврейской истории и традиции. Лекции проходят два раза в неделю, выплачивается стипендия. В дацане некоторые должности занимаются студенты. И от этого их учеба не страдает. Интересная ситуация сложилась в Церкви святой Екатерины при Академии художеств. Студенты ходят в местную библиотеку, также в храм есть курс для тех, кому в работе понадобится знать Святое писание. Студентам не приходится выбирать между учебой и верой. В подтверждение этому мне рассказали интересную историю: студент пришел на вечернее служение и говорит батюшке: «Что делать, завтра экзамен?» А тот ему в ответ: «Иди, готовься, а с утра литургию отстоишь». Есть, все же, и тут компромисс.