9 мая - День лицемерия


Мария Королёва
21 Jun 2011


О чем думают те, кто все равно хочет стать журналистом



Ветераны в России «существуют» только 9 мая, 10-го о них уже никто не помнит. Праздник закончен, софиты гаснут – занавес! Ордена отправляются в шкаф до следующего года. А будет ли он, следующий год? За прошедшие 12 месяцев число ветеранов в России сократилось вдвое.

Краденая доблесть

Для кого-то это сухая статистика, телеграфное сообщение – не более. Для меня – личное горе. В прошлом году из жизни ушла моя прабабушка, ветеран Великой Отечественной Войны. Ей было 94. За плечами – долгая трудовая жизнь, военные годы в качестве радистки, награды за «отличные боевые действия» в Венгрии, Румынии, Украине… Больнее всего, что этих самых наград и не осталось – только справки 40-х годов. А медали лежат в глубоких, бездонных карманах. Чьих? Понятия не имею. Лет 10 тому назад в квартиру заглянули «переписчики», узнали про награды – попросили воды. И пока ветеран, на костылях, торопилась на кухню, аферистов и след простыл. «Лучше бы деньги забрали», – плакала бабушка. Лучше бы…

Больно, но сценарий знакомый. Почитайте ленты новостей: аферисты в Москве, Саратове, Пензе, Иванове, Волгограде, Солнечногорске, Питере и Приморье. Обманывают ветеранов, крадут парадные кители. Складывается ощущение, что накануне Дня Победы в стране царит настоящая «золотая лихорадка». Два года назад в восточном округе столицы два сотрудника экспертно-криминалистического центра УВД (!) совершили кражи в домах фронтовиков. Три недели назад в Челябинской области школьники (!) вынесли из музея  звезды Героя СССР и продали на местном рынке.

За награды коллекционеры дают неплохие деньги. Но, разве можно оценивать медали? И неужели деньги дороже стариковских слез?

«Законная» подлость

Наивно, должно быть, говорить о таких «пустяках», как слезы. Что ж, поговорим о законных правах. Неужели наши ветераны не заслуживают хорошего жилья, бесплатного проезда, бюджетного лечения, права на жизнь, в конце концов? На деле, а не на бумаге.

Смешно смотреть на георгиевскую ленту, повязанную на дверь маршрутки, рядом с табличкой «Льгот нет». Мол, помним, гордимся, а за проезд заплати? Смешно читать о «победе над фашизмом», когда десятки мемориалов по всей стране оскверняют малолетние варвары, а за решетку сажают представителей «антифа». Смешно слушать заверения президента об обеспечении всех ветеранов жильем, когда 55 тысяч фронтовиков стоят в очереди на «улучшение условий».

Показателен пример Василия Засорина, воронежского ветерана, отправившего свои боевые награды премьеру. Помните? «Я решил: раз стране я не нужен, и ордена мне не нужны». Денег в бюджете на ремонт дома фронтовика не было, пока Путин не поискал. А без Путина никак? И неужели ремонт – всё, что государство может предложить своему защитнику? Пока государство обещает, ветераны доживают свой век в старых домах, без воды и отопления. И никакие парады на Красной площади, никакие акции и флешмобы им не помогут.

Цена «Свободы»

9 мая – единственный день в году, когда ветеранов пытаются уважать. Однако, в этом году фронтовики были лишены и этой малости. Политические игры стали причиной нападения на ветеранов.

В этот день во Львове ультраправое движение «Свобода» окружило Холм Славы, чтобы не дать ультралевой партии «Родина» развернуть 30-метровое Знамя Победы. Действовала «Свобода», якобы, в рамках местного закона: нельзя использовать в торжествах «советскую символику». Но… Встреча, как и опасались местные власти, быстро превратилась в драку: на глазах фронтовиков топтали мемориальные венки, били стекла в автобусах делегатов, сжигали красные советские флаги, срывали георгиевские ленты. Ветераны, пришедшие к комплексу возложить цветы и вспомнить погибших однополчан, уходили в слезах, под оскорбительные выкрики беснующейся толпы.

Российская сторона отреагировала ожидаемо. Официальный представитель МИД России Александр Лукашевич заявил: «Надеемся, что мудрый украинский народ не позволит экстремистам нарушить созидательную деятельность современной Украины, нанести ущерб поступательному развитию плодотворного и взаимовыгодного российско-украинского сотрудничества». Народ-то мудрый, но кто его слушать будет? Украинские власти относятся к проблеме спокойнее. Так, советник президента Анна Герман назвала случившееся «политическим «ацтоем», провокацией, а сам Янукович предложил «создать рабочую группу для изучения событий и правовой оценки выявленных фактов»…


В этом году я не надела георгиевскую ленту, потому что мне стыдно. Стыдно за себя, за свое поколение, за правительственные программы, за националистов во Львове. Я не имею права делить георгиевскую славу. Я не могу смотреть в глаза нашим старикам.