Надежда Птушкина представила на суд общественности текст своей новой пьесы

Надежда Птушкина представила на суд общественности текст своей новой пьесы

22 декабря известный драматург Надежда Птушкина впервые представила публике свою новую пьесу «Мои золотые рыбки». Чтения прошли в выставочном зале ЦДРИ. 

Надежда Птушкина родилась в Ленинграде, закончила режиссерский факультет Школы-студии МХАТ (курс Олега Ефремова). Но, по своим же словам, долгое время «имела отношение к театру только как зритель», пока в 1994 году питерский театр «Эксперимент» не поставил ее пьесу «Мажор».

С тех пор известность Птушкиной только росла – на данный момент она является автором более 60 пьес, 25 из них идут на сценах российских и зарубежных театров. Кроме того, ее творчество востребовано и в кино – например, только по пьесе «Пока она умирала» снято целых 3 фильма! (В т.ч. один из них, с Олегом Янковским, Ириной Купченко и Екатериной Васильевой, – «Приходи на меня посмотреть» (2000г.) – стал для многих любимым новогодним фильмом, наряду с традиционной «Иронией судьбы»).

И вот, пришел день представить свое новое творение публике. Как и любой автор, Надежда Михайловна немного волновалась, но держалась очень приветливо и бодро. Читка нового материала – это всегда волнительно. Особенно если вспомнить, как это было в первый раз. Птушкина с весельем рассказала, как в 1994 году, когда она представила на суд публике свой первый серьезный текст, специалисты безапелляционно заявили ей: «Это НЕ пьеса!» И только один решился поставить, чем и обеспечил успех новоявленному драматургу.

Все, кто собрался в этот вечер в выставочном зале ЦДРИ, быстро заразились позитивным настроем Надежды Михайловны…  А тут еще и елка, огромная, до потолка, шарики-гирлянды, стол с аквариумом в котором цветы и разноцветные огоньки – словно в сказку попал. Птушкина, которая в этой обстановке, кстати, здорово напоминала фею-крестную, и сама посмеялась, что елки и Новый год ее буквально преследуют и вечно грозятся пролезть в ее спектакли. «И не важно, что в сценарии гром гремит, на сцену все равно ставят елку!» – шутит она.

Аудитория на читке подобралась разношерстная: степенные старушки (явно работницы ЦДРИ), интеллигенты средних лет, искушенные театралы, молодежь творческого «пошиба», юная парочка…была даже замечена актриса и телеведущая Екатерина Стриженова (которая успешно сыграла главную роль в пьесе Птушкиной «Ненормальная»).

Сначала Надежда Михайловна сочла необходимым устроить небольшую интродукцию, чтобы ввести всех в курс дела и объяснить задумку новой пьесы. При создании этого произведения драматург обратила внимание на женщин 60-70 лет. Согласитесь, не самый востребованный возраст для главной героини? Вот и замечательным актрисам, которые к этому времени находятся на пике своего профессионального развития, просто не предоставляется возможности показать себя: «В 60 лет актриса все умеет и все понимает и все еще обладает огромной эмоциональной энергией и темпераментом. Она уже уверена в себе и потому очень обаятельна. И публика уже знает ей цену и ждет чего-то яркого. Но где взять пьесу с нужной ролью? Особенно, если у актрисы амплуа героини, лирической героини, трагической героини. И ей не хочется сию минуту перейти на роли старух. Ей еще хочется играть любовь, и актриса еще может играть любовь?» – замечает Птушкина.

Вот она и решила создать такую роль, «в которой актриса может воплотить полноценную и глубокую любовную историю». Все, как и водится у Птушкиной, легко, жизненно, остроумно, но, в то же время, с непрекращающимся ощущением затаившегося чуда.

В пьесе всего 2 героя – Он и Она. Обоим немного за 60, оба живут в одном подъезде и уже 30 лет не разговаривают друг с другом. Точнее, Она-то разговаривает – исправно здоровается все эти годы, а Он столь же исправно Ее игнорирует. И в один прекрасный день Она проявляет женскую гордость, которая, по Его словам «является последним прибежищем женщин за 60», выказывая полное равнодушие при Его появлении.

Тут-то и завязываются бурные события, которые расскажут зрителю, что именно может обидеть женщину на три десятилетия, как связаны женские слезы и золотые рыбки, сколько аквариумов можно разбить за три дня, чем красный цвет отличается от фуксии, почему лежачее положение для слабого пола предпочтительнее и, главное, что было бы, если бы героиня формата цвейговской «Незнакомки» не ушла добровольно из жизни.

Вас ждет добрая, смешная история о двух людях, которые на собственном примере показывают, какой увлекательной может быть жизнь на седьмом десятке. Да, не смущайтесь, и пенсионерки способны, любить, напиваться, устраивать скандалы с битьем…аквариумов и верить в чудеса – недаром пьеса называется «Мои золотые рыбки».

Птушкина вообще общепризнанный мастер создавать праздничное настроение, хоть и с самоиронией заявляет, что для настоящей популярности стоит написать что-нибудь остросюжетное, детективное и неприменно с убийством... «В Германии такое идет на ура,» – делится впечатлениями драматург. Но, с другой стороны, у них жизнь спокойная – вот и развлекаются. Пока у нас в стране все не станет идеально и «президент не начнет сам под елкой раздавать подарки и пенсии», творчество Птушкиной, по ее собственным выводам, будет востребовано. 

Автор поделилась секретом, что премьера пьесы ожидается в феврале следующего года в Варшаве – так вышло, что одним из первых ценителей стала знакомая переводчица автора, которая и предложила поставить «Золотых рыбок» полякам.

Пока еще нет предположений, кто и где ее поставит на отечественных подмостках, но текст будет вывешен на сайте  http://ptushkina.narod.ru 31 декабря. Вот такой новогодний подарок для почитателей творчества Надежды Птушкиной.