Мы нас себе даже не представляли

Николай Овчинников
31 Dec 2011



Почему за этот год мне не будет стыдно.

Год назад я стоял у Гостиного двора и видел, как тогда еще немногочисленных поппозиционеров увозили встречать Новый год в отделениях тогда еще милиции. За час до этого я написал новость про приговор Михаилу Ходорковскому. За месяц до этого были беспорядки на Манежной площади. А ровно через год после нее я пришел на другую площадь – Болотную. Что было потом – всем известно. Могли мы об этом даже мечтать, поднимая бокалы за новый 2011 год – не думаю. Что будет теперь – не очень понятно, но пить за новый 2012-й будет хоть немного, но приятнее.

Конечно, не нужно ни идеализировать, ни драматизировать. Мы вздохнули чуть свободнее, но воздуха пока не хватает. Нам разрешили собираться, но кто-то все равно встретит Новый год под арестом. Нас выслушали, но к нам пока не прислушались. Наконец, у нас вроде есть альтернатива, но ее еще надо складно озвучить. Но все это сегодня не главное. Главное – мы поняли, что существуем. Мы – это то самое «поколение двадцатилетних», которое еще пару лет назад думало о том, как аккуратно вспахать собственное поле, не задев ближнего и не думая о высоком.

Главное для тех самых «безусловных «нас» то, что мы в этом году вышли за пределы «зоны комфорта» для того, чтобы доказать не только им-там-в-Кремле (Смольном, администрации города, ректорате – где угодно), но и самим себе, что «да, мы можем», обходясь при этом без разбитых витрин и горящих супермаркетов. Это особенно радостно, потому что год назад была Манежная, а наши ровесники пару месяцев назад громили Лондон, Рим и Каир.

Нам теперь предстоит осмыслить происходящее и самим придумать свое будущее. Кто-то потом скажет: «Мало!». Кто-то скажет: «Много!». Недовольства не избежать, как не избежать и того, что Новый Год наступит всего через 10 часов. Но, как мне кажется, не это главное.

Нам теперь будет сложнее обмануться и, как мне кажется, труднее обманывать. И невозможно станет молчать, когда обманывают других.

Нам будет сложно. Но легко, на самом деле, никогда не было. Просто раньше мы еще могли прогнуться, а теперь – нет.

Нам, возможно, не захочется заниматься политикой. Но надо понимать, что не ей одной дело ограничивается. Есть еще много вещей, за которые теперь будет немного легче бороться: от еды в университетских столовых до  чистоты в собственном подъезде.
Нам придется удержаться от агрессии, как бы иногда не хотелось кому-то врезать: не потому что потом назовут «бунтовщиками», а просто потому что мы должны быть лучше и выше и образа, который нам навязывают, и тех, кто этот образ придумал.

Нам теперь предстоит большая и трудная работа. Как сказал один известный журналист, маленькими шажками возвращать свои «пяди и крохи». Но теперь мы, думаю, не будем испытывать чувство стыда и неловкости в ответе на вопрос: «Как ты провел 2011-й?».

Мне стыдно точно не будет. Чего и вам желаю и за что вас – и нас – всех благодарю. С Новым годом!





Вход в систему