Дискуссия: закон «Об оскорблении чувств верующих»
На обсуждение выносится закон об оскорблении чувств верующих. В данный момент есть статья в КоАП за номером 5.26, часть 2 в которой за оскорбление этих самых чувств, этих самых верующих можно получить штраф в 1 тысячу рублей. Новый закон, предусматривает штрафы в несколько сотен тысяч рублей и даже уголовную ответственность.
В общем и целом, получается, что социальная группа «верующие» поставлена в более выгодное положения, так как их убеждения(по некоторой информации — заблуждения) теперь будут более строго защищаться государственной машиной, и это не смотря на то, что по конституции наше государство является светским, государственной религии нет, а в последние годы модным словом является «нанотехнология».
В целом, как и любое неоднозначное решение, принятие этого закона разделило людей на два лагеря(мнение третьего лагеря — тех кому все равно — по понятной причине не приводится). С одной стороны, те кому закон не нравится:
Артемий Лебедев, дизайнер цитата из личного блога: «Как известно, чувства верующих я на х*ю вертел, меня еще в школе так научили.
Лев Пономарев, правозащитник цитата из радиопередачи Владимира Кара-Мурзы на «Радио Свобода»: «Оскорбление чувств верующих, именно это меня и настораживает. Потому что чувства — это такой элемент не очень осязаемый, у одного чувства одни, у другого другие. Допустим, тогда надо принимать оскорбление чувств атеистов, например. Мне кажется, что это совершенно нелепый закон, несвоевременный, он не решает те задачи, которые поставлены. … Я должен сказать, еще больше будет всего при принятии этого закона. Потому что люди в свободной стране, а у нас страна репрессивная, но пока сохраняет какие-то частные свободы — это будет вызовом для людей, которых хотят загнать в стойло. Стойло такого идеологизированного православного государства. Кто-то мне может сказать, что там и мусульмане тоже поддержали, так это еще в каком-то смысле хуже, потому что это способствует расколу в стране. Потому что там, где православных больше, будут преследовать людей, которые оскорбляют чувства православных, а там, где мусульман больше, Дагестан, в Чечне — это уже происходит, грубейшие нарушения прав человека за оскорбления чувств мусульман якобы. Поэтому это будет способствовать расколу страны, что практически не обсуждается. И самое главное, это возбуждает конфронтацию в гражданском обществе. У нас сейчас и так конфронтация по другим совершенно причинам и об этом, наверное, мы сейчас не будем говорить».
|
Сергей Попов, первый заместитель руководителя комитета Госдумы по общественным объединениям и религиозным организациям Цитата из официального комментария: «Государственная Дума приняла очень важное заявление о защите религиозных чувств граждан Российской Федерации. Надо отметить, что это заявление было внесено всеми политическими фракциями Государственной Думы, то есть это совместный труд всех депутатов. В своем заявлении депутаты говорят о том, что сегодня, к сожалению, участились случаи насилия, оскорбления чувств верующих, которые выражаются и в оскорблении религиозных объектов. Мы видим с вами немало случаев, когда наносят надписи на стены храма, когда храмы, церкви сносятся, видим безобразные выступления внутри храма. Более того, происходят случаи насилия в отношении духовных лидеров, вплоть до убийства. Мы расцениваем это, как акты терроризма. ... На первое место мы ставим оскорбление чувств верующих, которое выражается в нанесении вреда религиозным объектам и предметам, которые составляют духовную ценность для каждой конфессии, для каждой религиозной общины. Это могут быть и здания, и иконы, и религиозные книги, это широкий перечень. Мы считаем, что за такие деяния должна быть установлена ответственность: люди должны понимать, что совершая такие действия, они будут наказаны, потому что безнаказанность ведет к еще худшему результату».
Владимир Легойда, председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Официальный комментарий с сайта патриархии: «Свобода слова обладает ценностью не только как политико-правовое установление, но и как инструмент диалога религий и мировоззрений. Этот диалог предполагает, в том числе, несогласие с догмами иных вер, а иногда и их богословскую критику. Поэтому Русская Православная Церковь ни в коей мере не выступает за превращение разумных ограничений свободы слова, которые существуют во всем мире, в некую защищаемую государством „монополию на религиозную истину“, в чем нас пытаются обвинить. Однако критика религиозных убеждений или даже критика отсутствия таковых не должна оскорблять людей, посягать на их святыни, предполагать насилие, клевету и издевательства. Это не просто пожелание, а непременное условие гражданского мира между людьми различных вер и убеждений. В российских законах есть ряд статей, которые фактически используются для защиты чувств верующих, но они носят разрозненный и где-то не согласованный характер. Наше современное законодательство, к сожалению, в этой области во многом остается несовершенным. И его улучшение не во всех случаях значит ужесточение наказания. Защита чувств верующих, равно как и защита неверующих от оскорблений их убеждений — важная задача именно светского государства, которое защищает не конкретные религиозные установления, а достоинство людей, которое для абсолютного большинства неотделимо от веры ... Если общество согласно в том, что необходимо уголовным законом защищать чувства верующих людей, их трепетное отношение к святыне, к местам поклонения, неприкосновенность молитвенных зданий, то значит, в этом обществе имеют значение убеждения как таковые. Это добрый знак. ... Мы выступаем за то, чтобы уголовную ответственность за посягательства за чувства верующих несло как можно меньшее число людей. Лучше, если бы их не было вообще. Чтобы эта задача выполнялась, необходима не только статья в Уголовном кодексе, но и просвещение, воспитание и образование в духе уважения к религиозным убеждениям».
|
Мнение как верующих, так и атеистов из разных социальных слоев:
Кощунствовать, конечно, не нужно. Хоть я и атеистка, но понимаю, что существует и другая группа людей.
Так что все это политическая профанация. Валерия, химик-эколог
Чувства верующих защищенными больше, чем сейчас, не станут. В лучшем случае эти «чувства» не будут задевать публично, все уйдет в подполье, а-ля ку-клукс-клан. И вообще, что это за бред, «чувства верующих». То же самое, что выпускать закон о защите воздуха вокруг белых. Бред. Игорь, программист
Я считаю закон правильным, если брать веру, как более абстрактное понятие. То есть наказывать, дак всех, если католик зашел, допустим в буддистский храм и начал там че-нить творить не то, это тоже бы считалось оскорблением. Можно понятие веры соотнести с идеологией, если защищать еще и атеистов. Тоже самое выйдет, ничьи чувства оскорблять нельзя. Я против агрессивной пропаганды, меня она откровенно раздражает. Пускай верующие рассказывают верующим, какие атеисты обмудки, а атеисты делают тоже самое. Артем, сисадмин
Блин, я все понимаю, но это ведь не физическое насилие! Мало ли что там кому покажется. С другой стороны, кому какое дело во что я верю, просто мне хватит ума пройти мимо, а кто-то за свои убеждения в морду даст. Так, мне кажется, честнее. Юлия, соцработник
Евреям по бую! Мы отмажемся! Михаил, айтишник
Я думаю, с одной стороны хорошо, что какое-то наказание за оскорбление. Все-таки религия это очень важный аспект в жизни многих людей. На почве религии столько преступлений совершается. Те же крестовые походы вспомнить. Не уверена, конечно, что от этого меньше оскорблять станут, поскольку многие просто не будут обращаться по этому вопросу в соответствующие инстанции, побоятся или решат, что это все бессмысленно, но те кто обратятся смогут защитить свои чувства, а обидчиков наказать, чтоб не повадно было. Так что в общем и целом, все правильно сделали. Марина, филолог
Думаю, что такие ужесточения слишком суровы. И как то, не для всех это что-ли. Люди и не верущие есть. Думаю надо было если и ужесточать то за оскорбления или за неуважение к обычным людям, без привязки к вере. Как-то так, зря сюда религию приплетают. Закон бы и так работал, если бы название его поменяли. Сергей, на-все-руки-мастер
Закон, конечно, имеет смысл только в отношении памятников архитектуры: не стоит рисовать на церквях «Иясус-каазел», сгибать кресты в баранку и пускать оклады икон на переплавку. А это уже должно было быть в статье про вандализм. Что касается самих чувств верующих, то мутно, как и с пропагандой гомосексуализма. Ну скажет убежденный атеист: «Я считаю, что бога нет!» А ему срок навесят за оскорбление, и штраф за «бога» с маленькой буквы. В итоге — муть, вызванная истерией по поводу танцев в храме, отшлепали бы девочек и конец истории. Анастасия, журналист
Ну и, конечно же, мнения дорогой редакции также разделились.
Назвать закон оскорблении чувств верующих бессмысленным нельзя, да и мера пресечения вполне адекватная. Однако, почему нужно выделять отдельный закон и статью в уголовном кодексе мне непонятно. Складывается ощущение, что после Pusy Riot это попытка подольше поплескаться на гребне информационно-религиозной волны. Татьяна Пшеничная, главный редактор Gaudeamus
Если ужесточения будут приняты, то Россия станет самым неуютным и нелицеприятным государством, которое придется в очередной раз спасать. Этот закон и поддерживающие его оскорбляют мои чувства, как чувства атеиста. Я исключительно и окончательно буду разочарован в РПЦ и Думе, как институтах, которые созданы для народа. Николай Овчинников, политический редактор Gaudeamus
Я сторонник теории двух мечей, которая принята была еще во времена развитого Средневековья, то бишь Аугустина Аврелия. Теория гласит о том, что церковь занимается своими делами по спасению душ, а государство — своими. Владимир Завьялов, спортивный редактор Gaudeamus
Закон, конечно, бредовый, как и большинство законов принятых за последние полгода. Однако, я готов пойти дальше — если кто-то считает, что вера — личное дело каждого, то почему те, кто верит что он Наполеон или Гитлер, сидят в палатах с мягкими стенками? Я считаю, что вера в бога — это определенный диагноз, где-то между слабоумием и навязчивой паранойей. Артур Мамин, редактор б(л)огов Gaudeamus
Статья 5.26 в КоАП на данный момент Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях
1. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до восьмисот рублей.
2. Оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей.