В этом году ему исполнилось 80 лет. И он не простой зав.каф. В прошлом Михаил Ненашев - председатель Государственного комитета СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, глава Гостелерадио СССР, главный редактор газеты «Советская Россия», министр печати и информации СССР, директор издательства «Российская книга». И это еще далеко не весь список заслуг. Gaude зашел в гости и записал слова мэтра.
О контроле СМИ в СССР
Цензура существовала во все времена. Ее основная функция - это сохранение гостайны и защита общества от дезинформации, безнравственности и пошлостей. В советское время существовала партийная цензура, ориентированная на пропаганду партийной и социалистической идеологии. В этом смысле, партия жестко контролировала СМИ.
Но в советских СМИ была чрезвычайно высока роль редакторов газет. Редактор многое мог взять под свою ответственность. И даже в условиях жесткого контроля газеты не были одинаковыми по содержанию. Были и оппозиционные взгляды.
Советские газеты были честными. Они печатали разные точки зрения, но НИКОГДА не печатали то, чему не было доказательств.
О пропаганде
По сути, пропаганда сейчас - это PR, диктующий нужный образ жизни. Разница лишь в том, что в СССР была жесткая идеология, но в ее основе лежали гуманистические принципы, она была направлена на улучшение уровня жизни.
В СССР люди знали цель жизни, но не всегда знали, как жить при таких заданных целях. Сейчас все с точностью да наоборот: люди не знают, зачем им нужно жить, но с помощью СМИ точно знают как.
О потере доверия к СМИ
Во время перестройки СМИ получили свободу, разумно использовать которую не получилось. Некоторые газеты закрывали связь с читателями. Резко изменялась политическая направленность газет, ценовая политика.
Но главным фактором, изменивших СМИ, стал переход к рыночной экономике. Сотни редакций и издательств было закрыто из-за неспособности выжить. Бороться за популярность, где-то брать средства для привычного тиража, организовывать самостоятельно сеть распространения оказалось не так-то просто.
На помощь пришли спонсоры, требующие продвижения своей продукции. И до сих пор, а, вернее, сейчас особенно, заметно служение СМИ не идее, а средствам.