С широко открытыми глазами: о выставке картин Николая Рериха - ФОТОРЕПОРТАЖ

18 Апрель, 2016

Собкор. Gaude.ru в Нижнем Новгороде посетила выставку полотен Великого Художника.

Уже не в первый раз популярный в России проект "Живые картины" приезжает в Нижний Новгород. Жители города уже имели возможность посетить выставки Винсета Ван Гога, Сальвадора Дали, самых известных импрессионистов, Ивана Айвазовского… И вот теперь перед нижегородцами распахивает двери (вернее, манит в таинственную полутьму) выставка одного из самых загадочных художников-символистов – Николая Рериха. 

Этот известный русский художник XX века, переживший Первую мировую войну, Революцию, снискавший успех не только у себя на родине, но и в столицах Европы и Америки, позже эмигрировал в Индию и до конца жизни оставался там, мечтая вернуться в Россию. Картины символиста отражают необычную фантазию, яркий, мощный стиль художника и обязательно вызовут неоднозначные впечатления.

Всю жизнь искавший смысл жизни, ставящий духовность превыше всего, Николай Рерих и в свои работы перенес стремление вечного поиска и скрытого смысла жизни. Современники называли его пророком – говорили, что он видит грядущие события и даже написал цикл пророческих картин. 

Его полотна расцветают перед зрителями на стенах в темноте комнаты с примостившимися там же диванчиками, чтобы иметь возможность глубже погрузиться в атмосферу его работ. Мне повезло побродить по практически пустому залу, где сменялись яркие краски – от ледяного синего до полыхающего красного, где сюжеты картин отрывают от окружающего мира и переносят в свою, существующую только в пределах этих стен реальность. 

 


Не стоит искать, несмотря на сочные, броские краски, теплоты и нежности, реализма, свойственных большинству известных художников, в этих картинах. Рерих, наоборот, очень холоден, четок, выверен в своих работах и пронзает с первого взгляда незамысловатым сюжетом и простыми фигурами до самого сердца. 
Он дает символ, направление, точку отсчета – а вот смысл и настроение картины угадывать или представлять придется самим. 


На его полотнах не найдется ни толпы, ни великолепных нарядов, ни суматохи, ни живущих народом городов. Это не реализм Брюллова с его правдивостью изображения, это не широкие мазки импрессионистов, это не Айвазовский с его маринизмом. 

Это символизм – и на картинах Рериха можно увидеть горных пастухов, взбирающихся на хребты, одинокую девушку у горной пещеры, простолюдина, тянущего ладони в море – как правило, людей на картинах мало. И почти всегда они стоят спиной к зрителю, и тянут руки вперед, ввысь – устремляя людей вдаль, прочь. Они словно побуждают стремиться, искать что-то, лишают этим покоя и оставляют тревожное чувство в душе, ощущение поиска, высокой духовности. 

И иногда это впечатление может быть тяжелым и сжать сердце страхом. Ни индийский Будда и горные храмы, ни лик Христа и православные церкви не дают ощущения покоя, скорее тоже куда-то зовут или притягивают.

Мне очень понравилась выставка, - делится впечатлениями одна из посетительниц, Наталья. – Проникновенная, но картины порой оставляю пугающее впечатление. Видно, что автор писал их от души и переживал что-то в те моменты, возможно, думал о возвращении на родину. 

Встречаются и просто пейзажи – ледяные горы в солнечных лучах, айсберги, вздымающиеся из туманного океана, обыкновенные рассветы над морем или зарево пожара над деревней – и эти работы не дарят успокоения, скорее веют жуткой, пугающей атмосферой чего-то свершившегося или, наоборот, грядущего.

Они холодны и вместе с тем динамичны. Музыка, звучащая в зале то ритмами барабанов, то индийскими мотивами с протяжным напевом, похожим на мантру, то режущей душу скрипкой, дополняет эту нереальную, отрешенную от мира действительность. 

Разум отказывается воспринимать атмосферу его работ, и, действительно, работы Рериха бьют под ребро, заставляя чувствовать, а не мыслить. Их нужно смотреть глазами и понимать сердцем. Каждый зритель увидит в символах его картин какой-то свой смысл и свой поиск, и, вероятно, именно это и старался дать художник, цветом и сюжетом добиваясь такого впечатления. 


Как приятный бонус, за отдельной ширмой обнаружились мольберты, краски, кисточки и листы, где можно  свободно порисовать после просмотра рериховских картин. Еще есть место для фотографий на стене с артом крыльев и даже нашелся гамак :) 

Любому человеку, желающему заглянуть за грань души и попробовать осознать себя и свой смысл жизни, однозначно стоит посетить выставку Николая Рериха, ведь, в конце концов, недаром говорят: ищущий – да обрящет

Автор:Алёна Пескова


Для нижегородцев: 
"Живые картины" продолится с 8 апреля по 3 июля
г. Нижний Новгород, ул. Варварская, 32 (Нижполиграф) 
8 (831) 262-11-47 
Часы работы: 
вс-чт с 11 до 22 
пт-сб с 11 до 23