Вердикт: «Три музы Мастера» — театр в «нехорошей квартире»

Вердикт: «Три музы Мастера» — театр в «нехорошей квартире»

Если поставить в театре не выдуманную пьесу, но жизнь человека? Если попробовать взглянуть на судьбу художника изнутри, глазами его друзей и близких? Труппа «КомедиантЪ» решила смешать театральную пьесу, биографию и экскурсию по музею. Вот что из этого вышло.

Труппа «Комедиантъ»: судьба художника как тема пьесы

Театральная труппа «КомедиантЪ» появилась в 1999 году при участии благотворительного фонда Валерия Золотухина «Фарватер». Актеры практически сразу решили сделать темой своих выступлений жизнь и творчество великих людей в искусстве. Труппу интересует в широком смысле судьба художника, его место в мире, его дар, люди и события, которые вдохновляют его. Идея говорить о великих людях в музейном пространстве стала логическим завершением творческого поиска, ведь сами стены, вещи, энергетика помогают зрителю полностью погрузиться в атмосферу пьесы.


Благодаря специфике своих выступлений, труппа «КомедиантЪ» «превращает каждую постановку в эксперимент». Этот творчесский коллектив уникален еще и потому, что артистам и режиссерам приходится, одновременно, выступать в роли поэтов, прозаиков, драматургов, журналистов, художников, музыкантов, декораторов и работников сцены.

«Нехорошая квартира» превращается в сцену

Спектакль «Три музы Мастера» показывают непосредственно в одной из комнат той самой 50-й квартиры в доме № 10 по Большой Садовой. Конечно, пространство (зато какое пространство!) ограничено, декорации и оформление сцены — предельно лаконичны, да и самих актеров всего четверо (один из них — героический звуко-, видео-, светооператор, который успевает еще и играть). Зато само место проведения спектакля позволяет полностью окунуться в историю жизни писателя, рассказанную его тремя Музами. Помимо драматического действия, зрителям устроят небольшую экскурсию по музею (на фото: Ирина Егорова рассказывает зрителям о кабинете писателя) и покажут фото из архива.

Михаил Булгаков глазами своих жен

Михаил Афанасьевич Булгаков — знаменитый писатель, драматург, режиссер и актер. Прежде всего, имя Булгакова ассоциируется с главным произведением его жизни — романом «Мастер и Маргарита». Но…что было до? Как простой врач из Киева стал автором столь глубокой философской вещи?

В анонсе спектакля говорится, что цель постановки — раскрыть Булгакова «как человека, мужчину, со своими слабостями и особенностями, виражами судьбы, любви и жизни...» О том, как проходило становление характера и творческого дара писателя могут рассказать его жены. Спектакль (как и жизнь Булгакова, если можно так выразиться) сотоит из 3 частей: «Тася», «Люба», «Елена».

Первая жена Михаила Афанасьевича — Татьяна Лаппа, или, как он ее ласково называл, Тася, была юношеской, школьной любовью. Они поженились в 1913 году — внезапно, безрассудно, будучи еще студентами, вместе провели беззаботные годы молодости, затем отправились работать во фронтовых госпиталях во время Первой мировой, боролись с тяжелой зависимостью Булгакова от морфия, переехали из Киева в Москву… Самые трудные и страшные времена пережила Татьяна с мужем, поддерживала его, помогала, благодаря ее заботе он начал писать…

Вскоре богемная жизнь свела Михаила с Любовью Евгеньевной Белозерской, которая, благодаря своим обширным знакомствам с творческими людьми, опытом жизни за границей, конечно, больше подходила Булгакову — в 1925 они поженились. Любе он посвятил свой роман «Белая гвардия», а также повесть «Собачье сердце» и пьесу «Кабала святош» («Мольер»). Именно эта женщина подсказала Булгакову создать образ Маргариты, дабы «несколько сократить перевес мужских персонажей», а ее любовь к животным «подарила жизнь» знаменитому коту Бегемоту.

Недаром говорят, что 3 — магическое число. Третьей и последней любовью писателя стала Елена Сергеевна Шиловская, которая и является основным прототипом Маргариты. Это была сильная, действительно роковая любовь, которая заставила обоих уйти из благополучных семей. С 1932 года и до самой смерти Булгакова в 1940 году Елена была не только любовью писателя, но и верным другом, соратником, секретарем и биографом. Она боролась за его книги, многие из которых запрещали в СССР по цензурным соображениям, хранила архив, берегла память своего Мастера.

Об этом и многих других подробностях жизни писателя зрителю рассказывают его жены в исполнении Елены Токмаковой-Горбушиной, Ксении Клюевой и Алены Чубаровой. Также в постановке участвует актер и звуко-, видео-, светооператор Станислав Клешев. Спектакль основан на документальном материале, мемуарах, дневниках, фотографиях... Однако, это не перечисление фактов, а попытка на пару часов воскресить ряд событий, моментов из жизни Булгакова и его близких, попробовать ощутить атмосферу, в которой он жил и работал, сделать легенду хоть на время реальной.

 Как попасть на спектакль

Подробнее узнать о времени проведения спектакля и способах покупки билетов можно на сайте http://teatr-komediant.ru, позвонить по телефону 8(985)190-31-57(Ксения) или написать на электронную почту:koa@teatr-komediant.ru

Заказать билеты он-лайн: http://bigbilet.ru/company/card?id=D405EDD72F8BAA69E040D35F06BE4A56 

Цена вопроса: от 800 рублей, следующий показ — 15 февраля в 19.30. (Спешите! Количество мест ограничено!)

«Обездомевшая» труппа просит о помощи

Несмотря на успех пьес труппы «Комедиантъ», ее участники столкнулись с неожиданными сложностями. В музеях Булгакова и Маяковского, где проходят спектакли, сменилось руководство и «замаячили» планы кардинальных реконструкций. Очень хочется верить, что новая администрация продолжит сотрудничество с труппой и найдет возможность сохранить уникальную атмосферу музеев и репертуар «Комедианта».

Обстоятельства складываются так, что пока неизвестно, станет ли новая администрация продолжать сотрудничество с труппой. Кроме того, ситуацию несколько усложняет то, что «Комедианту» предложено в срочном порядке освободить для ремонта помещение, где хранились костюмы и реквизит от всех спектаклей этого коллектива.

Тем не менее, «Комедиантъ» не теряет оптимизма, а его актеры уверены, что ситуация прояснится, и они будут продолжать успешно выступать в музеях. Пока же труппа ищет временную базу (взамен ремонтируемого помещения) и, быть может, новые площадки для своих спектаклей.

Контакты руководителей труппы можно найти на странице: http://teatr-komediant.ru/kontakty.html

Официальный сайт труппы: http://teatr-komediant.ru
Страничка «В Контакте»: http://vk.com/teatrkomediant