«Love Story» Ильи Фаликова: как Евтушенко сделал поэзию модной

«Love Story» Ильи Фаликова: как Евтушенко сделал поэзию модной

Лицо эпохи

Евгений Евтушенко — живой классик, о котором писали и пишут многие. Этим летом в серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия» вышла книга критика Ильи Фаликова «Евтушенко. Love Story». Отличие новинки от прочих томов ЖЗЛ в том, что биография ее героя продолжается.

Содержание «Love Story» не исчерпывается фактами из жизни поэта, — скорее, это отражение эпохи. Автор уверен, что без  что без Евтушенко термин «шестидесятничество» не появился бы вовсе.

«Почему у паренька из Марьиной Рощи судьба сложилась фантастически, — словно с самого начала перед ним кто-то вышиб ногой дверь? Или это был он сам?!» — на этот вопрос и ищет ответ писатель. 

Работа Ильи Фаликова — это не просто биография, но анализ целой эпохи, история огромной страны, рассказанная поэтами-современниками Евтушенко и, конечно, им самим. Автор же больше похож на дирижера, который виртуозно управляет событиями. В книге ты найдешь и воспоминания о Бродском, Аксенове, Белле Ахмадулиной, и рассказы критика Алла Киреевой о дружбе ее мужа, Роберта Рождественского, с Евтушенко.

Поэтический феномен

«Евтушенко. Love Story» развенчивает миф: мол, расцвет поэта пришелся на 1960-е, а с развалом СССР его время и вовсе прошло. Зачем поэту такого масштаба замыкать свое творчество в определенном временном отрезке?

Размышления об этом масштабе и о разгадке феномена Евтушенко и стали основой для 700-страничного исследования. Главное достоинство книги в том, что она, со своей весьма узкой темой, не замыкается на столь же узком круге читателей — поклонников творчества поэта. Наоборот, Фаликов выстраивает повествование так, что его работа способна заинтересовать даже любителей байопиков с «голливудским» размахом. Но автор сразу предупреждает:«Надо договориться, читатель. Изложение этой запредельной жизни во всех подробностях невозможно».

Единственное, что отсутствует в книге «Евтушенко. Love Story», — так это дневниковые записи, бесценный материал для любого иссследователя. Но Евгений Евтушенко никогда не вел дневников, — исповедальность его творчества заменила необходимость в них. Поэт оставил свою биографию открытой для миллионов. Илья Фаликов погружает читателя в глубины эпохи, где можно обнаружить как любовь, так и нелюбовь нескольких поколений к герою книги. 

«Пролитературенная» жизнь

Илья Фаликов отмечает, что жизнь Евтушенко была «пролитературена» с первых шагов: отец, Александр Гангус, всю жизнь писал стихи (в книге есть примеры) и стал первым примером для сына.

Гангус приучил Евгения к чтению мировой классики с детства: Флобер, Шиллер, Дюма, Бальзак, Толстой — не каждый восьмилетний мальчик мог похвастаться такими увлечениями! Первая же "проба пера" — небольшое двустишие — и вовсе состоялась в 4 года.

Когда Евтушенко исполнилось двадцать с небольшим, Анна Ахматова («императрица поэзии», как ее тогда называли) сказала ему, начинающему рифмоплету, что он талантлив, и предрекла большое будущее. Но манеру чтения стихов с этрады так и не приняла.

Вообще, судьба часто сводила поэта с великими людьми: когда он был маленьким, частенько видел дома Симонова, взрослым гостил на даче у Пастернака, познакомился с Федерико Феллини на Международном кинофестивале, приятельствовал с Гагариным... «Тогда и сегодня он дружит только с Первыми, потому что сам Первый на своей ниве».

Поэзия — это модно

После прочтения книги возникает ощущение, что Евгения Евтушенко можно сравнить разве что... с Пушкиным. Прежде всего, их роднит невероятная «литературная отзывчивость» — реакция на происходящее вокруг, выливающаяся в стихи, поиск новых форм, рвение «объять необъятное» (и даже успехи на этой ниве). И, конечно, обоих роднит количество обожателей и противников среди современников. Пожалуй, главная заслуга обоих — удивительная способность сделать поэзию модной. 

 

P.S. Кстати, цветастый галстук — визитная карточка Евтушенко. Его сын, тоже Евгений, продолжает традицию отца. В книге есть интересные заметки об их гардеробе: лакированные ботинки ярких оттенков, стиляжные твидовые пиждаки... А как иначе, ведь поэзия — это модно! 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© Фото: Валерия Новокрещенова

 

Ранее по теме: