«Российская империя: Александр Первый, Николай Первый»: третий том Леонида Парфенова о романовском царствии

«Российская империя: Александр Первый, Николай Первый»: третий том Леонида Парфенова о романовском царствии

Вышел третий том из серии исторических книг Леонида Парфенова «Российская империя». Третья книга рассказывает о царствовании Павловичей: императоров Александра Первого и Николая Первого. Журналист назвал этот период «полднем Российской империи». В емких и красноречивых формулировках, которые удобны для цитирования, Леонид Парфенов рассказывает о заре русского девятнадцатого века, о двух братьях-императорах, олицетворявших собой так непохожие друг на друга эпохи.

Первые два тома из серии «Российская империя», которые посвящены пяти первым царствующим из дома Романовых, от Петра Первого до Павла Первого, автор презентовал в прошлом году. Всего летопись Леонида Парфенова о российских императорах до Николая Второго будет состоять из пяти томов. «Российская империя» в своем книжном формате — это не калька своего «телевизионного брата». Журналист решил вернуться к своему успешному проекту, потому что считает тему империи спустя девяносто с лишним лет после ее гибели до сих пор актуальной. «Журналистика может заниматься только тем, что по-прежнему живо, что вызывает спор», — утверждает Леонид Парфенов. Его высказывание в предисловии к первому тому можно считать рефреном для всей серии: «Может, единственное утверждение, с чем согласны и сторонники и противники Российской империи: она жива. Только для одних она ответ на первый проклятый русский вопрос »Что делать?», а для других »Кто виноват?»

Сегодня «Российская империя»— это не только шестнадцатисерийный документальный фильм, но и книжная версия, снабженная множеством не озвученных в фильме фактов, существенно расширенная, с уникальными парфеновскими ремарками об исторических событиях. Первые три тома серии отлично впишутся в коллекцию любого интересующегося отечественной историей. Серии под стать тягаться с тяжеловесами жанра. При работе над историческим материалом журналист взял себе за пример стиль Ключевского. По мнению Парфенова, Ключевский формулировал мысль так, что ее можно легко запомнить, а при случае цитировать. 

Во время работы над новым проектом автор обработал колоссальный объем информации и вновь посетил российские и европейские города, в которых разворачивались события, тесно связанные с нашей историей. Это детальный рассказ с множеством фактом. Все три тома содержат более трехсот репродукций, фотографий, рисунков и карт, ранее нигде не опубликованных.

Главная особенность книг — рубрика «Место встречи», в которой даны географические координаты для GPS-навигатора. Изобретение данной рубрики можно считать подарком от Леонида Парфенова всем любителям путешествовать. Читатели, у которых появится желание посетить местность или город, описываемый в книге, могут без труда найти достопримечательность на карте и, таким образом, прикоснуться к истории. Автор намеренно избегает изложения исторического материала только сухими архивными фактами, что и объясняет наличие в книгах рубрик «Миг в истории» и «Имя в истории». Они призваны акцентировать внимание читателя на самых важных и ключевых событиях через судьбы людей, чьи имена вписаны в историю России.

(На фото автор во время презентации двух первых томов)

Леонид Парфенов создание рубрики «Имя в истории» поясняет так: «Историю судят и помнят по именам, а вовсе не по учебнику. Люди живут стереотипами, представлениями, анекдотами». Главная задача проекта  суметь зацепить читателя, дав возможность почувствовать атмосферу описываемых событий. В телевизионной версии «Российская империя» атмосферу, конечно же, были призваны передать стенд-апы (работа журналиста в кадре с места, о котором идет речь), в книгах эту роль выполняют путеводители и — навигаторы.

Первый том «Российской империи» рассказывает сразу о трех монарших фигурах: Петре Первом, Анне Иоанновне и Елизавете Петровне. Вторая книга серии «Екатерина Вторая. Павел Первый» посвящена правлению Екатерины Второй и ее сына Павла Первого. От одного до второго тома автор продолжает логическую связку: «Петр Великий основал Российскую империю, Екатерина Великая ввела ее в круг сверхдержав». Таким своеобразным мостом, соединяющим две разные эпохи, автор расставляет акценты: на новом петербургском, имперском правлении, как, но новом витке русской истории.

Новый третий том рассказывает о двух самых контрастных периодах имперской истории России: правлении Александра Первого и Николая Первого. Император Александр вошел в историю, как царь — реформатор, освободитель Европы от наполеоновского ига, при восшествии на престол обещающий править как его бабушка, Екатерина Великая, то есть продолжить начатый ею век Просвещения. Хотя и закончится его правление длинною в четверть века акарчеевщиной и резким сворачиваем с дороги реформ и чуть было не отмены крепостного права, но именно при Александре Россия станет сверхдержавой, победив Наполеона в первой Отечественной войне и присоединив в состав империи Польшу, Грузию и Финляндию. Центральное место в повествовании об александровской эпохе безусловно занимает война 1812 года и предшествующие ей события. Эпоха правления Николая Первого описана в основных феноменах, которые оставила после себя. Николая Первого автор назовет последним императором, имя которого олицетворяло целую эпоху. Леонид Парфенов описывает наследие этого тридцатилетнего царствования с помощью оставленного им в культуре.

Правление Николая совпадает с бурным развитием великой русской классики «нашего всего». «Пушкин, Глинка и Брюллов — три основоположника: русской литературы, музыки и живописи — были близкими друзьями и, не завидуя, радовались успехам друг друга». Трем главным законодателям вольнодумия, которые сполна выразили свое время автором отведены целые главы. Александр Грибоедов — талантливый драматург и государственный деятель его место в истории автор определяет следующими словами: «В Москве на Чистых прудах стоит Грибоедов-драматург с героями своего «Горя от ума» на пьедестале памятника. В Ереване Грибоедов-дипломат — творец истории Закавказья. Автор блистательнейшей комедии, ушедшей в пословицы, и автор выгоднейшего Туркманчайского договора, ушедшего в государственность Армении и Азербайджана». Второй герой — «первый невозвращенец» Александр Герцен, бьющий из Лондона в «Колокол», и  отец русской философии Петр Чаадаев. Николаевскую Россию автор определит следующими основополагающими феноменами: абсолютизм мундира, как апогей бюрократии, появление тайной канцелярии или Третьего отделения, созданного в 1826 году после восстания декабристов. Это и польское восстания, разгар войны на Кавказе, начатая при Александре, она закончится только при сыне Николая, императоре Александре Втором. Подытожит оба правления Крымская кампания, которая покажет, что с 1812, страна отстала на эпоху. «И тогда история потребует совершенно другого царствования, но об этом уже в следующем томе.»

Образный художественный текст, как ноты, положенный на исторический контекст, сопровождается множеством репродукций и карт, современных фотографий мест, на которых происходили ключевые сражения или подписывались важные документы. Парфенов рассказывает о прошлом с привязкой, как оно отражается в настоящем. Главная особенность серия «Российская империя», что журналист подробно описывает былую топонимику на современной карте и объясняет как добраться до нужно объекта. Поэтому серия может быть интересна даже искушенным знатокам мировой и российской истории. Леонид Парфенов, описывая исторический контекст эпохи, воссоздает ее портрет. Автор выделяет основные черты времени, так, что его потом сложно спутать со следующим или предыдущим царствованием. Увлекательно и образно Парфенов сбивает скучные слои пыли с известных всем со школы исторических дат и событий. За каждой датой — целая история и ее творцы.

Фото автора