Обращение выпускника ВШЭ: «Речь идет о публичном оскорблении всех нас»


Евгений Казачков
01 Mar 2014


О чем думают те, кто все равно хочет стать журналистом




Больше недели назад теле- и радиоведущий Владимир Соловьев возмутился твитами студентки ВШЭ и в эфире радио «Вести FM» назвал политфак ВШЭ, например, прикрытием для «организованных террористических группировок». Gaude публикует в разделе «Блоги» вчерашнее обращение выпускника ВШЭ Евгения Казачкова, который призывает не спускать это на тормозах:


«Друзья! Я обращаюсь к студентам и преподавателям Высшей Школы Экономики, а в первую очередь — к выпускникам. Речь, мне кажется, идет о публичном оскорблении всех нас.


Краткая предыстория, если кто не в курсе:


18 февраля студентка факультета политологии ВШЭ Юлия Архипова ответила на запись в твиттере о том, что «Беркут» захватил Дом профсоюзов и поджег его. Девушка задала вопрос: «Успели ли вынести раненых?» Эту запись ретвитнул Виталий Милонов, прокомментировав так: «И это учится у нас в Москве политфак ВШЭ. Ей на историческую родину не пора?» Что именно задело депутата, не совсем ясно (возможно, он не считает, что раненых нужно выносить из горящего здания). Но обсуждать тон и содержание твитов с юридической точки зрения бессмысленно, твиттер — это серая зона, здесь можно говорить только о моральной оценке. [Кстати, Юлия Архипова не украинка, депутат ошибся с «исторической родиной»-Gaude]


Однако на это отреагировал Владимир Соловьев уже в эфире радио «Вести FM» (то есть крупного государственного СМИ). Вы можете почитать запись передачи. Некоторая невнятность связана с тем, что это расшифровка живой речи, а также с общей невнятностью мысли, которая якобы должна компенсироваться очевидным эмоциональным зарядом.


Ну да ладно. Можно как угодно относиться к событиям на Украине и их участникам, можно говорить невнятицу, но Владимир Соловьев перешел некоторые рамки допустимого.


Во-первых, он назвал в эфире личный номер телефона Юлии, что, насколько я понимаю, противоречит как минимум статье 24 Конституции РФ «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются». Опубликовав свой номер в твиттере, Юлия явно не давала согласия на оглашение его на федеральном радио.


Во-вторых, Соловьев упоминает преподавателя Кирилла Мартынова и в итоге договаривается до следующего: «То есть они абсолютно откровенно здесь разжигают, де-факто готовят такое майдановское подполье и являются той самой пятой колонной, о которой, в частности, говорил наш коллега в своем фильме „Биохимия предательства“. Возникает только вопрос, а почему мы терпим существование таких организованных террористических группировок под эгидой политфака Высшей школы экономики?»


То есть, все эти сомнительные выпады доводятся до обобщений о Высшей школе экономики вплоть до удивительных формулировок типа «либерал-предатели», «мразь» и так далее.


Не будем играть в «оскорбление чувств». Здесь речь идет о нарушении журналистской этики, клевете, оскорблении чести и достоинства и нанесении репутационного ущерба конкретным людям и группам: студентам, сотрудникам, преподавательскому составу и выпускникам Высшей школы экономики, поскольку под вопрос ставится не существование «организованных террористических группировок под эгидой ВШЭ». Вопрос, который задает Соловьев — это «а почему мы терпим?» Это не «обтекаемая формулировочка», к которой не придерешься. По словам Соловьева мы, друзья,— выпускники университета, где готовятся террористы.


И как же на это реагирует Высшая школа экономики? Некоторым возмущением студентов и отдельных преподавателей в соцсетях (в этих дискуссиях не преминул поучаствовать и сам Соловьев). Еще на официальной странице в фейсбуке вывесили картинку с цитатой из Марка Твена на английском о том, что «не надо спорить с дураками», вместе с комментарием о недопустимом тоне и лексике дискуссии и про то, что «попытки привязать Высшую школу экономики к той или иной политической позиции участников скандала мы считаем провокацией».

 Друзья, тут не о политической позиции речь и не о провокации. Нас назвали террористами и мразями на всю страну.


Еще в защиту Юлии Архиповой публично выступила ее научный руководитель — директор Transparency International Елена Панфилова. Она обратилась к Владимиру Соловьеву с просьбой прекратить травлю. На что ведущий, естественно, отрицал факт травли. А научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Григорьевич Ясин дал пространное интервью в духе «что поделать, будем верить лучшее, надеюсь, Кузьминова не уволят».


И все? Это все на что способны студенты, сотрудники и выпускники одного из лучших Вузов страны? Вуза, где готовят, помимо прочего, юристов, журналистов и политологов? Ни требований публичных извинений с тысячами подписей, ни грамотных запросов в прокуратуру? Разве вялые разговоры в Интернете и ругачка в твиттере — это все, что в такой ситуации может сделать образованное, юридически подкованное разветвленное сообщество? Разве нас не учили самоорганизации? Верховенству права? Разве нас не учили уважать себя и улучшать общество? В комментарии к картинке с Марком Твеном написано: «Мы призываем всех, кто считает себя тем или иным образом причастным к университету, помнить о наших ценностях». Разве эти ценности — конформизм, пассивность, попустительство и повышенное терпение к несправедливости, хамству и публичным оскорблениям?


Давайте как-то проявим активность и солидарность. Или мы террористы и мрази и обратное доказать нет возможности? Может, я глубоко заблуждаюсь? И нас и наш институт не оскорбили? Или, может, «этой девчонке самой так и надо»? Или «факультету политологии так и надо, это же не вся Вышка»? Или «Вышке так и надо, мы-то уже выпустились»?


Господа юристы, прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию. Господа журналисты, откликнитесь. Господа менеджеры, давайте организовываться.


UPD: Конкретные вопросы:

 — у нас есть функционирующие и влиятельные союзы журналистов и комиссии по журналистской этике? как на них выйти? петиция? обращение?

 — кто может помочь составить грамотный запрос в прокуратуру на предмет проверки разглашения, разжигания и оскорбления?

 — кто может помочь составить грамотную петицию в адрес радиостанции с требованием публичных извинений, чтобы собрать под ней подписи?


Дорогие выпускники, надеюсь, подробное обсуждение будет и в нашей закрытой группе HSE Alumni (ссылка на Facebook доступна для тех, кто зарегистрирован в соцсети), присоединяйтесь, пожалуйста к этой группе (если вы еще не в ней)»


Источник: пост на Facebook, публикуется на gaude.ru с согласия автора и под редакторской правкой


Если вы юрист и хотите открыто или анонимно прокомментировать пост Евгения Казачкова, с редакцией можно связаться по почте editor@gaude.ru. То же самое можно сделать, если вас как-то касается эта история или хочется поделиться своим мнением. 


Записи в разделе блогов на сайте Gaude выражают личные мнения их авторов.




Вход в систему